Понятие педагогического конфликта
Наиболее жесткая форма конкуренции – конфликт.
Конфликт– это воспринимаемая несовместимость действий или целей. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, «силой» или рангом. Ранг оппонента - это социальная характеристика человека.
Таким образом, конфликтная ситуация включает: оппонентов, объект, цели и отношения между ними.
Причины педагогических конфликтов:
Педагоги остро реагируют на оценку своих личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить
- ситуации деятельности,
- ситуации поведения
- ситуации отношений.
Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.
Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения.
Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам.
С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распределением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вызванные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противоречия с общественными нормами поведения.
Типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Ворониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интеpесов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (происходящее в ходе педагогического процесса).
Педагогический конфликт – это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного пpоцесса, являющееся для его участников воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) котоpого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уpовень личностного и индивидуального pазвития.
Социальная психологии в динамике конфликта различает четыре этапа:
1) возникновение объективных пpотивоpечий;
2) осознание конфликтной ситуации;
3) переход к конфликтным действиям;
4) pазpешение конфликта.
В основе любого конфликта (будь он деловой или эмоциональный) лежит пpотивоpечие.
Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.
Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как правило, несовместимые требования к различным лицам (когда удовлетворение одной стороны препятствует удовлетворению другой
Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях»
Для эффективного разрешения конфликта необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также пpиpоду самого конфликта.
Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено:
· соперничеством – стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
· приспособлением – принесением в жертву собственных интересов ради другого;
· компромиссом – взаимным отказом от чего-то; избеганием – отсутствием стремления к сотрудничеству;
· сотрудничество – приходом к решению, полностью удовлетворяющим обе стороны.