Формы организации обучения. Урок

В современной дидактике организационные формы обучения, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов).

Форма – способ осуществления учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.

Выделяются следующие групповые формы обучения:

- звеньевые,

- бригадные,

- кооперированно-групповые

- дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

Кооперированно-групповая формапредполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

К групповым относят также парную работу учащихся.

Урок

Основной организационной формой обучения в школе является урок. Урок – это такая организационная форма обучения, при которой:

- учитель в течение точно установленного времени (40-45 мин.) руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них,

- используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия,

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними.

Независимо от типа урока обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

- Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.

- На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет.

Дидакт П. Есипов выделяет:

• комбинированные, или смешанные, уроки;

• уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление

учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

• уроки закрепления и повторения знаний;

• уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

• уроки выработки и закрепления умений и навыков;

• уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Организационные и дидактические требования к уроку.

К первой группе требований относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, иные из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Семинар. Виды семинаров

Слово «семинар» происходит от латинского seттапит - «рассадник». Подобные занятия проводились в римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей. В современной школе (высшей и средней) семинары широко распространены как своеобразные практические занятия. Семинар – одна из активных форм учебного процесса в вузе.

Цели семинара:

1) углубленное изучение, прежде всего теоретического мате­риала;

2) формирование навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления и др.;

3) развитие самостоятельности при освоении знаний, творче­ской инициативы и творческих способностей;

4) формирование навыка публичных выступлений, способно­сти к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.

Виды семинаров.

В практике обучения используются различныевиды семина­ров:

- семинар-конференция, где студенты выступают с док­ладами, которые здесь же и обсуждаются всеми участ­никами под руководством преподавателя. Это самая распространенная форма семинара. В профессиональ­ном обучении семинар целесообразно строить в контек­сте изучаемой специальности, связывая теоретические вопросы с практикой работы специалиста. Тогда теоре­тические знания станут понятными для студентов и войдут в арсенал их профессионального багажа;

- семинар-дискуссия, проблемный семинар. Он проходит в форме научной дискуссии. Упор здесь делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии, дискуссия направляется преподавателем;

- вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Здесь используется простая процедура. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преподаватель комментирует. Таким образом материал актуализируется студентами и контролируется преподавателем;

- развернутая беседа на основе плана. Беседа использует­ся при освоении трудного материала. Здесь инициатива принадлежит преподавателю. В ходе беседы предостав­ляется право студентам высказывать собственное мне­ние, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана;

- обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов, офор­мление текстового материала в таблицы, схемы и др.;

- учебно-ролевые игры. Для проведения игры заранее оп­ределяются вопросы для обсуждения, примерно 2-3 и критерии оценки выступлений. Затем группа разбивает­ся на 2 или 3 подгруппы в зависимости от характера ма­териала. В каждой подгруппе распределяются роли: ор­ганизатора, основного докладчика (теоретика), содок­ладчика (практика), критика (можно двух), дефиниста (толкователя слов), оформителя (организатор наглядно­сти, демонстраций). Избирается жюри (З чел.).

По назначению семинары делятся:

  1. Учебные – имеющие своей целью углубленное изучение темы, рассматриваемой в учебном процессе.
  2. По обмену опытом – цель которых – обобщение и передача опыта.
  3. Научные – по выработке научных методов решения новых проблемных вопросов.

Возможности семинара значительно выше, чем лекции. На семинаре:

- происходит снятие психологического барьера у студен­тов (стеснительность, неловкость, неуверенность при непосредственном общении с преподавателем);

- студенты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слуша­теля, навыки дискуссии и публичного выступления, де­лового общения и лучше запоминают материал;

- преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информацией;

- преподаватель получает возможность лучше узнать сту­дентов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в чи­таемый курс.

Подготовка преподавателя к семинару

  1. После просмотра учебников и методической литературы преподаватель приступает к составлению плана семинара.
  2. Прежде всего, формулируется тема, определяется ее цель: по­полнить лекционную информацию, повторить для закрепления в памяти, научить приемам работы с этой информацией и др.
  3. Затем избирается форма проведения семинара в соответствии с поставленными целями и характером информации.
  4. После этого составляется план, в котором указываются во­просы для обсуждения, литературные источники с указанием страниц.
  5. Отбирать рекомендуемую литературу следует с учетом но­визны (предпочтительна новая), объема, сложности текста и доступности при поиске. Целесообразно использовать хресто­матии и различные методические пособия.
  6. Полезно сформулировать критерии оценки выступления по временным показателем.
  7. Желательно подготовить вопросы для контроля усвоения того материала и дополнительный материал, который для студентов будет новым и интересным. Для каждого вопроса плана целесообразно подготовить резюме, т.е. кратко сформулировать освоенную информацию для записи в тетрадях студентов.
  8. План затем в письменном виде предоставляется студентам. Желательно дать студентам методические рекомендации по подготовке к семинару.
  9. После проведения семинара полезно провести анализ его эффективности, чтобы в дальнейшем не допустить тех же ошибок. Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного материала с громоздкими и скучными докладами, представляющими собой элементарное воспроизведение информации.

Схема проведения семинара.

В учебном процессе может применяться следующая схема проведения семинарских занятий:

Наиболее простой вариант проведения семинара - обсуждение заранее поставленных в плане вопросов. Он включает в себя следующие этапы:

· вступительное слово преподавателя;

· последовательное заслушивание ответов обучаемых на поставленные
вопросы и их обсуждение;

· выработка (поиск) правильного (оптимального) варианта решения (понимания) обучаемых рассматриваемых вопросов;

· заключение преподавателя (подведение итогов занятия).

Наши рекомендации