Экспериментальная педагогика XX в.
В первой половине XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы.
— педагогический традиционализм — продолжение прежней педагогической мысли;
— новое воспитание, или реформаторская педагогика, — определенная альтернатива такой традиции.
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция «стадий цивилизации» и «коллективных представлений». По этой концепции, человечество прошло ряд исторических стадий, каждой из которых присущи свои собственные системы идеалов воспитания — «коллективные представления».
Заметным представителем философской доктрины воспитания был французский ученый и писатель Ж -П. Сартр (1905 — 1980) — один из лидеров экзистенциалистской педагогики. Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека. Формирование человека связывалось, прежде всего, со свободным сознательным выбором им цели. Сартр оценивал влияние внешних факторов на «экзистенцию» ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал самовоспитание («человек есть лишь то, что сам из себя делает»).
Реформаторская педагогика (новое воспитание).
Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства.
Бельгийский педагог Овид Декроли (1871-1932) — писал в этой связи, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком собственного «Я», познанию среды обитания, где ему предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания.
Идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей. Особенно заметно подобный педоцентризм был распространен в английской педагогической мысли (С. Берт, Дж. Адамс).
Свободное воспитание, манифестом которого стала книга шведского педагога Эллен Кей (1849—1926) «Век ребенка» (русский перевод в 1905 г.), где предлагалась педагогическая формула исходя из ребенка. Ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.
Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее представители — А. Лай (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др.
Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, - изучение ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.
Экспериментальная педагогика выдвинула теорию врожденной умственной одаренности. Эта теория родилась в Англии (Дж. Адамсон и др.), получила сторонников во Франции (А. Бине, А. Пьерон, Р. Дючиль и др.) и особенно в США. Основным приемом теоретиков врожденной умственной одаренности было интеллектуальное тестирование.
Педагогика прагматизма, или прогрессивизма, получила особое развитие в США. Ее лидер Джон Дьюи (1859—1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».
Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр.
Представители прагматической педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности, Они разработали метод учения посредством делания.
Германские педагоги, теоретики педагогики личности (Э. Вебер, Г. Гаудиг, др.), воспитания посредством искусства (Э. Зальвюрк, А. Лихтварк и др.), рассматривали педагогический процесс как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, носящее творческий характер, исключающее подавление личности воспитанника и жесткую регламентацию. Идеологи педагогики личности исходили из цели формирования на основе высокоразвитой умственной активности человека, способного преодолеть свою внутреннюю неустойчивость с помощью вечных ценностей, прежде всего религии и гражданственности.
Образовательные системы за рубежом
Дифференцированное обучение является одним из ведущих направлений и самостоятельным объектом исследований в области проблем повышения эффективности учебного процесса в среднем образовании США.
В конце XIX века в американской науке появились эксперименты «план Сент-Луиса» и «план Элизабет». Их целью являлась ликвидация строгой системы перевода ученика в следующий класс только по окончании учебного года. Каждый год обучения делился на 3-4 уровня, и учащиеся могли быть переведены на следующий уровень по мере завершения определенного объема работ.
Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был создан в 1920 г. Е.Паркхерст в г. Дальтоне - Дальтон-план. Благодаря этим экспериментам в начальной школе США углублялась индивидуализация обучения. Весь объем учебного материала по предметам делился на месячные курсы, разделенные на учебные единицы. Каждый учащийся получал возможность работать над определенными им темами с любой скоростью, согласно подписанному контракту. Каждая ступень завершалась прохождением специальных тестов.
В г. Винетке начальные школы под руководством К. Уошборна провели эксперимент (Винетка-план). Программа обучения была поделена на две части: основную (чтение, письмо, арифметика, начала естествознания и граждановедения) и творчески развивающую (литература, искусство, труд, спорт). При изучении основной программы работа организовывалась для каждого индивидуально.
Проведение этих экспериментов оказало большое влияние на школьную практику. Была отменена система единых требований к знаниям и успеваемости учащихся.
Представители технократического направления настаивают на дифференциации содержания обучения. В 1960-е гг. в США особое влияние на дидактическую мысль и реформу образования оказала концепция Дж.Б.Конанта,
- разделение образования на «общее» (general) и «свободное» (liberal). «Общее» образование являлось разновидностью материального образования и давало минимум практических знаний и умений. «Свободное» образование было основано на традиционных принципах классического образования и предназначалось для средних школ и колледжей, выпускники которых могли продолжить обучение в высших учебных заведениях и, как правило, были выходцами из состоятельных семей. Учебная программа таких школ состояла из двух частей: общеобразовательной и специальной.
Существует несколько вариантов программ практически по каждому предмету, ориентированных на разные темпы обучения: ученики и родители могут выбирать профильные классы и т.п.
Дифференциация обучения по способностям. Этот подход получил воплощение в разработке «уровней обучения». Содержание программ по каждому предмету разбито по уровням сложности учебного материала. Для определения достигаемого учащимися уровня используются единые тесты.
Варианты индивидуализации обучения:
- «независимое обучение» (independent study), где учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения, учитель представляет материал и является консультантом;
- «самоуправляемое обучение» (self-directed study) - где конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик; «нацеленная на учащегося программа»
- (learnercentered program) - здесь учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен.
-Организация дифференцированного обучения осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: профильном и поуровневом. Профильная (внешняя) дифференциация - создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые школьникам учебные требования различаются.
-Уровневая дифференциация предполагает переход ученика с одного уровня обучения на другой после достижения определенных результатов. Выделяются 1) общекультурный, или обязательный (базовый), уровень, который должны освоить все ученики; 2) прикладной и 3) творческий уровни.
На общекультурном уровне учащиеся должны понимать основные ведущие идеи курса и уметь их объяснять. На прикладном – уметь применять полученные знания в различных жизненных и производственных ситуациях. Творческий уровень подразумевает не только глубокое понимание учебного материала, но и использование знаний для установления и доказательства каких-то новых закономерностей.
3.Развитие отечественного социального образования
1850-е гг. Н.И. Пирогов в статье «Вопросы жизни» - большой резонанс в обществе, критика утилитарного образования, упор на общечеловеческий характер образования, создание воскресных школ, подготовка учителей и т.д.
К.Д. Ушинский ситается основаителем педагогической науки в России. В статьях «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании»), «Человек как предмет воспитания изложил свои идеи. Опыт педагогической антропологии». Назначенный в 1859 г. инспектором Смольного, Ушинский произвел его реформу, в частности, введя двухлетний педагогический класс.
- трудовое воспитание как фактор развития личности,
- самообразование — бесконечный, непрерывный труд, и задача — воспитать привычку и стремление к такому труду
- Придерживаясь традиций классно-урочной системы, педагог-новатор придавал решающее значение фигуре учителя, который мог бы гибко варьировать урок, менять его направление и акценты, «не дать заснуть ученику»
- Педагогическая антропология – образоват. процесс должен строиться на знании о человеке – введение психологии (П.Ф.Каптерев). Педагогу П.Ф. Лесгафту удалось введение физкультуры
Л.Н. Толстой.В течение 1859-1862 гг. учредил в своем имении в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, основал филантропическое общество народного образования, вел педагогические исследования на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.
Школа в ясной Поляне. На всех этапах своей просветительской деятельности Толстой руководствовался идеей свободного воспитания. Вслед за Руссо он был убежден в совершенстве детской природы; которой вредит направленность воспитания.
Воспитание — это саморазвитие, а задача педагога — помогать ученику саморазвиваться в естественном для него направлении, оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения