Троицкая И. Ю., Макарова Ю. В. Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям // Молодой ученый.
Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосвязь, проанализированы теоретические и организационно-методические основы изучения у дошкольников психологической готовности к школьному обучению.
Период перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу рассматривается педагогами и родителями как наиболее трудный в плане адаптации к новым социальным условиям, привыкания к новым требованиям, режиму и прочее. Актуальность этой темы обозначена внедрением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых одной из приоритетных задач обозначена организация преемственности на ступенях дошкольного и начального образования. Именно в дошкольном учреждении может быть организована целенаправленная работа по выявлению возможных трудностей в период адаптации к школе у будущего первоклассника, предприняты меры по развитию важных качеств личностного и познавательного развития ребенка [5]. Вопросам адаптации первоклассников к школе уделяли внимание в своих работах М. А. Дмитриева, О. С. Махалюк, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Т. В. Дорожевец, Э. М. Александровская, С. М. Тромбах, и другие. В работах этих авторов адаптация к школе рассматривается как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [1, 2, 3]. Сущность адаптации проявляется в успешном освоении новых условий деятельности, вхождение в систему новых взаимоотношений, нахождение в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной позиции. Я. Л. Коломинским и Е. А. Панько выделены следующие критерии школьной адаптации: успешность обучения, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду; положение в структуре межличностных отношений (статус, эмоциональное самочувствие, общительность); общественная активность, самостоятельность, инициативность [3]. Традиционно выделяют три уровня адаптации: высокий, средний и низкий. В зависимости от того, признаки какого уровня проявляются в поведении ребенка, учителя и родители должны выбирать нужные средства обучения и воспитания, находить правильный подход и форму поддержки. Так, признаками высокого уровня считаются: положительное отношение к школе, адекватное восприятие требований учителя, отсутствие трудностей в изучении учебного материала, желание решать задачи повышенной сложности, прилежность, внимательность к объяснениям учителя. Такие дети любят работать самостоятельно и всегда готовы к урокам. В классе имеют высокий статус. К детям со средним уровнем адаптации относят положительно настроенных к школе, и не имеющих отрицательных переживаний, связанных с пребыванием в учебном классе детей. Они легко воспринимают материал, если учитель объясняет наглядно. В отличии от первоклассников с высоким уровнем адаптации, воспринимают только основной материал учебной программы, но самостоятельно решают общие задачи. На этом уровне требуется контроль взрослого за выполнением заданий, тогда ученик доводит их до конца. Выявить низкий уровень адаптации можно по следующим признакам: школа вызывает отрицательные эмоции или полное равнодушие со стороны ребенка, частые жалобы на здоровье, доминирование подавленного настроения, частое нарушение дисциплины. Такие дети не любят работать самостоятельно, информацию от учителя усваивают плохо, либо не усваивают вовсе. Здесь необходим постоянный контроль и стимулирование на учебную деятельность. Близких друзей в большинстве случаев не имеют. Как показывают работы отечественных психологов, таких как М. М. Безруких, Н. А. Виноградова, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, Д. Б. Эльконин и др., быстрее привыкнуть к новым условиям могут те дети, которые психологически готовы к школьному обучению. Н. А. Виноградова [2] дает следующее определение готовности к школьному обучению — это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Из определения видно, что понятия психологической готовности и адаптации находятся в неразрывной связи между собой. Чтобы у ребенка было меньше трудностей при переходе к школьному обучению, и процесс адаптации прошёл наиболее успешно, важно подготовить ребенка еще на ступени дошкольного образования. В работах, посвященных вопросам подготовки ребенка к школьному обучению, выделяется несколько компонентов психологической готовности: личностная готовность, эмоционально-волевая готовность и интеллектуальная готовность [2, 3]. К личностной готовности относят наличие учебной мотивации (мотивационная готовность) и развитие коммуникативных навыков ребенка, т. е. умение установить отношения со сверстниками (социальная готовность). Если ребенок активно участвует в играх, внимательно слушает воспитателя и других взрослых, то это сигнализирует о достаточной личностной готовности. Напротив, если ребенок имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не может прислушиваться к мнению другого, работать в команде, излагать свою точку зрения, то стоит говорить о том, что дошкольник не имеет полноценной личностной готовности к школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. От ребенка-школьника, в отличии от дошкольника, требуется делать не только то, что хочется, а и то, что нужно. Важно еще в дошкольном возрасте развивать такие волевые качества, как настойчивость, выдержка, дисциплина, самостоятельность. Так, О. А. Русинова отмечает, если ребенок работает самостоятельно, без участия взрослого, принимает помощь в ситуации затруднения, если проявляет познавательный интерес к новым видам деятельности, стремится к личным интересам, то он готов к школьному обучению. Долгое время об уровне интеллектуальной готовности ребенка судили по количеству выявленных у него знаний. Психологи утверждают, что это неверный подход. Словарь ребенка может развиваться быстро, сейчас дети не имеют недостатка в информации. Но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. По Я. Л. Коломинскому и Е. А. Панько, ребенок должен уметь сравнивать, анализировать, размышлять, обобщать, делать самостоятельные выводы. Т. о., интеллектуальная готовность — это зрелость познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения и речи. Безусловно, несформированность компонентов психологической готовности является предпосылкой для низкого уровня адаптации младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в настоящее время разработано большое количество методик, позволяющих изучить уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению у детей шести лет. К наиболее известным и активно используемым в работе педагога-психолога можно отнести: комплекс методик Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной, определяющий мотивационный компонент психологической готовности; методику «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, определяющую сформированность регуляционного компонента готовности, ряд методик по изучению сформированности интеллектуального компонента готовности (методика «10 слов» А. Р. Лурия, «Лабиринт» А. Л. Венгера, «Учебная деятельность» Л. И. Цеханской и мн. др.). Все они обладают рядом преимуществ, являются простыми, доступными, информативными и надёжными в плане выявления возможных трудностей младшего школьника в начальный период обучения. Не менее интересной, на наш взгляд, является программа изучения готовности к школе Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, которая охватывает все аспекты психологической готовности: - уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; - возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией; - умение самостоятельно действовать по образцу; - умение осуществлять самоконтроль; обладание определенным уровнем работоспособности; - умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Основа данной программы — выделение произвольной регуляции собственной деятельности ребенка как первостепенной составляющей готовности к обучению в школе. Задания также позволяют выявить уровень сформированности операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, то есть предпосылки к учебной деятельности. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго подчеркивают, что при работе с детьми и оценке результатов необходимо учесть особенности их деятельности и характер поведения в процессе деятельности. Это важно, так как с одной стороны рассматривается эмоциональная деятельность ребенка, с другой, оценка поведенческих особенностей в условиях работы с группой. Эти параметры редко рассматриваются при оценке готовности к школе. Важной особенностью этой программы является то, что в ней даётся образец стимульного материала, что даёт возможность варьировать составляющие задания без изменения системы его оценивания и анализа выполнения. Удобна эта программа и по форме организации диагностического обследования. Занятия проводятся с группой детей 10–12 человек, что позволяет оценить и коммуникативные навыки дошкольника. Само занятие не превышает 15–20 минут. По итогу работы педагог-психолог может выделить у каждого ребенка-дошкольника те аспекты психологической готовности, которые уже проявляют себя на достаточном уровне, и те, которые могут впоследствии стать причиной трудностей адаптации к новым социальным условиям. С учетом полученных результатов простроить для каждого ребенка индивидуальный маршрут развития личностных и познавательных качеств.