Особенности адаптации детей к новым социальным условиям детского садика

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).

Как же у ребёнка формируется способность к адаптации? В какой степени можно считать её врождённым качеством и что приобретается в процессе развития?

Само рождение человека – яркое проявление биологической адаптации организма. У здорового новорождённого должен быть сформирован соответствующий врождённый уровень готовности всех адаптационных механизмов. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование в течение последующего развития малыша.

В рамках этой системы уже после рождения у ребёнка формируется возможность к социальной адаптации, по мере того как он усваивает социальные формы поведения и расширяются рамки социальных условий его жизни, например при вхождении в новую микросоциальную группу. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и психики ребёнка и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, диктуемых требованиями семейной среды.

Если эти требования меняются, ребёнок попадает в трудное положение, ему надо привести привычные формы поведения в соответствие с новыми условиями жизни. Такие обстоятельства требуют определённого напряжения системы адаптационных механизмов. Насколько ребёнок успешно справится с этими трудностями, во многом зависит от функциональных возможностей этой системы.

Развитие личности как социального ядра индивидуальности ребёнка зависит от богатства и разнообразия его социальных связей. Всесторонне развитый ребёнок сможет адекватно перестроиться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его развития (возрастных особенностей).

Ребёнок не имеет врождённых форм поведения и, развиваясь в социальной среде, осмысливает и трансформирует в своей деятельности – через взрослого – 3 основных её компонента, так называемое:

· Очеловеченное пространство (вещи, предметы и способы пользования ими);

· Очеловеченное время (режим, временный распорядок суток);

· Человеческие формы общения.

Следовательно, с самого рождения ребёнка его активность регулируется внутри системы взаимосвязи взрослый-ребёнок, с доминирующей ролью взрослого в первые три года жизни.

Цель адаптации ребёнка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями. Речь идёт о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей.

Выполнение требований, стоящих перед ребёнком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребёнка.

Для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров:

· Заболеваемость;

· Вес;

· Поведение;

· Нервно-психическое развитие;

· Речевая активность.

Все эмоциональные реакции ребёнка содержат соответствующие вегетативные компоненты:

· учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание;

· краснеет или бледнеет кожа.

Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Для адаптационного периода характерны:

· эмоциональная напряжённость;

· беспокойство различной степени выраженности или заторможенность.

Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребёнка. Успех адаптационного процесса зависит прежде всего именно от состояния эмоциональной сферы.

Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приёме в детский сад впервые три года жизни он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Изменения окружающей среды выражаются во встрече с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также в несовпадении домашних приёмов обращения и воспитания с детсадовскими.

Таким образом, всякое изменение внешней среды ведёт к напряжённой адаптации.

Период привыкания ребёнка к новым социальным условиям делится на 3 этапа:

1. Острый период, или период дезадаптации,когда имеется

более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.

2. Подострый период, или адаптация, когда ребёнок активно

осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность.

3. Период компенсации, или адаптированности к данным

социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: лёгкую, средней тяжести, тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10-15 дней:

· Отмечаются незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней

объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы;

· Сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше);

· Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются;

· Двигательная активность не снижается;

· Функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель;

· Заболеваний, как правило, не возникает.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребёнка выражены более ярко и являются длительными:

· Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней;

· Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней;

· Речевая активность восстанавливается на 30-40 день;

· Эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца;

· Отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней.

· Взаимоотношения со взрослыми не нарушаются;

· Все функциональные изменения выражены отчётливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

Тяжёлая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью её проявлений. Эта форма адаптации может протекать в 2-х вариантах. Каждый из которых имеет свои признаки:

1. При первом варианте ребёнок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития.

2. Второй вариант тяжёлой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается:

· длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приёме пищи может наблюдаться невротическая рвота;

· Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон, который может стать очень чутким, укороченным. Ребёнок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет, может вскрикивать во сне;

· Снижена ориентировочная активность;

· Избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно.

· Эмоциональное состояние длительно нарушено: выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плачь и хныканье сменяются пассивностью, безразличием;

· Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребёнок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, пугается чужих людей.

Тяжёлая адаптация в силу обусловливающих её причин неблагоприятно сказывается на развитии ребёнка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Лёгкое привыкание ребёнка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев.

Наши рекомендации