Методика обследования словаря детей
Методика обследования по (Стребелевой)
Средний возраст(4-5 л.)
1.Методика «Покажи картинку».
Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Ход обследования:перед ребенком раскладывают картинки, при этомречевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. - «Что люди надевают на руки зимой?» - «Чем пришивают пуговицу?» - «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» - «Чем режут бумагу?» - «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с иней, возможность называть предметы, изображенные на картине.
2.Методика «Назови, что покажу».
Цель: проверка предметного и глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, реши, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.
Ходобследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их. Вслучаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.
3.Методика «Будь внимательным».
Цель: проверка предметного и глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты, груша, кастрюля, корова, корабль, шарф, лиса, репа, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катает, кормит.
Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.
В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Статьи
1. А. Биба. Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности дошкольников в ходе речевой работы в детском саду. Автором исследуются средства формирования умения определять границу знания и незнания, задачу и способ речевой работы, ее результаты. В статье приведены примеры создания речевой проблемы, а также виды заданий, активизирующих познавательную активность детей.
Журнал «Дошкольное воспитание» > 2016 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 10/2016.
2. А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.
Журнал «Дошкольное воспитание» > 2015> Журнал «Дошкольное воспитание» — 7/2016.
3. Г. Иванова. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций.
Журнал «Дошкольное воспитание» > 2016 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 1/2016.
Практич 7
А.М. Щетинина ДИАГНОСТИКА коммуникативных умений РЕБЕНКА Учебно-методическое пособие 2009 г.
Диагностическая методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников В качестве критериев оценки уровня развития коммуникативных навыков использованы такие качества как: · Желание вступать в контакт; · Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; · Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами. «Желание вступить в контакт» Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками. Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. «Умение организовать общение»: Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами. Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет. Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, составлен список вопросов, бесед, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми: · Нужно ли делиться игрушками с детьми? · Ты всегда стараешься так поступать? · Почему? · Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился? · Почему? · Назови ласково маму, папу и других членов семьи. · Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?) · Как нужно попросить взрослого о помощи? · Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь? Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами. Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым. Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты». Общий балл: Высокий уровень –15 - 18 баллов Средний уровень – 10 - 14 баллов Низкий уровень – 6 - 9 баллов.
Статьи
Н. И. Левшина. Развитие языковой способности дошкольников.№ 3 (108) март 2015 ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
«Развитие коммуникативных компетенций у младших дошкольников»О. А. Ермакова. . № 3 март 2014 ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
«Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника».Киселева О.Н. № 11ноябрь 2013 ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
Практич 9