Педагогическая диагностика в практике управления методической работой в доу

Практич 3-4

Аннотация научной статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ДОУ

по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Семенова Марина Леонидовна.

В статье рассматриваются вопросы управления методической работой на основе педагогической диагностики, актуальность которой обусловлена необходимостью осуществлять дифференцированный, системный подход к организации методической работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений в условиях вариативности образования и стимулирования образовательных инициатив.

Журнал Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

2. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО. № 5 МАЙ 2015.

Справочник старшего воспитателя

Никитина Т.А.,
ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей. Результаты мониторинга индивидуального развития используются для построения дальнейшей образовательной траектории. О том, как проводится мониторинг, фиксируются результаты оценки, по каким показателям отслеживается динамика развития ребенка, пополняется портфолио его достижений, особенностей и способностей, рассказывается в данной статье.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

педагогическая диагностика в практике управления методической работой в доу - student2.ru

Практич 5

Чернокова Т.Е., Каданкова Н.Н. Диагностика познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. 2011 г. учебное пособие

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек
6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек
4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек
2-3 балла – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек
0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака
7-9 баллов – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек
4-6 баллов – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек
2-3 балла – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек
0-1 балл – ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Статьи

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Авторы

НАСИБУЛЛИНА М.К.

Журнал

Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

Выпуск том 1 / 2015

2. «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»Н. И. Зорина

ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА № 9 (94) НОЯБРЬ 2013

3. Е.А. Маралова«Условия повышения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Практич 6

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год).

Статьи

1. А. Биба. Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности дошкольников в ходе речевой работы в детском саду. Автором исследуются средства формирования умения определять границу знания и незнания, задачу и способ речевой работы, ее результаты. В статье приведены примеры создания речевой проблемы, а также виды заданий, активизирующих познавательную активность детей.

Журнал «Дошкольное воспитание» > 2016 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 10/2016.

2. А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.

Журнал «Дошкольное воспитание» > 2015> Журнал «Дошкольное воспитание» — 7/2016.

3. Г. Иванова. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций.

Журнал «Дошкольное воспитание» > 2016 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 1/2016.

Практич 7

А.М. Щетинина ДИАГНОСТИКА коммуникативных умений РЕБЕНКА Учебно-методическое пособие 2009 г.

Диагностическая методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников В качестве критериев оценки уровня развития коммуникативных навыков использованы такие качества как: · Желание вступать в контакт; · Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; · Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами. «Желание вступить в контакт» Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками. Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. «Умение организовать общение»: Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами. Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет. Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, составлен список вопросов, бесед, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми: · Нужно ли делиться игрушками с детьми? · Ты всегда стараешься так поступать? · Почему? · Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился? · Почему? · Назови ласково маму, папу и других членов семьи. · Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?) · Как нужно попросить взрослого о помощи? · Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь? Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами. Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым. Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты». Общий балл: Высокий уровень –15 - 18 баллов Средний уровень – 10 - 14 баллов Низкий уровень – 6 - 9 баллов.

Статьи

Н. И. Левшина. Развитие языковой способности дошкольников.№ 3 (108) март 2015 ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.

«Развитие коммуникативных компетенций у младших дошкольников»О. А. Ермакова. . № 3 март 2014 ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.

«Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника».Киселева О.Н. № 11ноябрь 2013 ЖУРНАЛ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.

Практич 9

Статьи

1. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Киселева О.Н. № 11ноябрь 2013 ЖУРНАЛ.молодой ученый

2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МИТУЛИКИНА А.А. № 5 май 2014 ЖУРНАЛ.молодой ученый

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

3. С. Климова, Н. Марченко, Ю. Чичиланова. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте.Журнал «Дошкольное воспитание» > 2014 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 07/2014.

Практич 10

Методика "Лабиринт"
Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007
Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления поворотов.

Инструкция

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли" .

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону" .

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"Вписьме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его" .

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись-мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов.

Оценка производится в сырых баллах без перевода в нормализованную шкалу.

При обработке результатов по каждой из задач №1 – 6 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач – 4. В задачах №7 – 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла, в задачах №7, 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4; в задачах №9, 10 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются.

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. ключ). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Максимальное количество очков — 44.

Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Статьи

1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.Черноусова Н. В.Журнал «Дошкольное воспитание» > 2014 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 10/2014

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.авторы Новицкая Е. С…Журнал

-Вестник Брянского государственного университета scholar

Выпуск № 1 / 2013

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосвязь, проанализированы теоретические и организационно-методические основы изучения у дошкольников психологической готовности к школьному обучению.

Период перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу рассматривается педагогами и родителями как наиболее трудный в плане адаптации к новым социальным условиям, привыкания к новым требованиям, режиму и прочее. Актуальность этой темы обозначена внедрением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых одной из приоритетных задач обозначена организация преемственности на ступенях дошкольного и начального образования. Именно в дошкольном учреждении может быть организована целенаправленная работа по выявлению возможных трудностей в период адаптации к школе у будущего первоклассника, предприняты меры по развитию важных качеств личностного и познавательного развития ребенка [5]. Вопросам адаптации первоклассников к школе уделяли внимание в своих работах М. А. Дмитриева, О. С. Махалюк, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Т. В. Дорожевец, Э. М. Александровская, С. М. Тромбах, и другие. В работах этих авторов адаптация к школе рассматривается как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [1, 2, 3]. Сущность адаптации проявляется в успешном освоении новых условий деятельности, вхождение в систему новых взаимоотношений, нахождение в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной позиции. Я. Л. Коломинским и Е. А. Панько выделены следующие критерии школьной адаптации: успешность обучения, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду; положение в структуре межличностных отношений (статус, эмоциональное самочувствие, общительность); общественная активность, самостоятельность, инициативность [3]. Традиционно выделяют три уровня адаптации: высокий, средний и низкий. В зависимости от того, признаки какого уровня проявляются в поведении ребенка, учителя и родители должны выбирать нужные средства обучения и воспитания, находить правильный подход и форму поддержки. Так, признаками высокого уровня считаются: положительное отношение к школе, адекватное восприятие требований учителя, отсутствие трудностей в изучении учебного материала, желание решать задачи повышенной сложности, прилежность, внимательность к объяснениям учителя. Такие дети любят работать самостоятельно и всегда готовы к урокам. В классе имеют высокий статус. К детям со средним уровнем адаптации относят положительно настроенных к школе, и не имеющих отрицательных переживаний, связанных с пребыванием в учебном классе детей. Они легко воспринимают материал, если учитель объясняет наглядно. В отличии от первоклассников с высоким уровнем адаптации, воспринимают только основной материал учебной программы, но самостоятельно решают общие задачи. На этом уровне требуется контроль взрослого за выполнением заданий, тогда ученик доводит их до конца. Выявить низкий уровень адаптации можно по следующим признакам: школа вызывает отрицательные эмоции или полное равнодушие со стороны ребенка, частые жалобы на здоровье, доминирование подавленного настроения, частое нарушение дисциплины. Такие дети не любят работать самостоятельно, информацию от учителя усваивают плохо, либо не усваивают вовсе. Здесь необходим постоянный контроль и стимулирование на учебную деятельность. Близких друзей в большинстве случаев не имеют. Как показывают работы отечественных психологов, таких как М. М. Безруких, Н. А. Виноградова, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, Д. Б. Эльконин и др., быстрее привыкнуть к новым условиям могут те дети, которые психологически готовы к школьному обучению. Н. А. Виноградова [2] дает следующее определение готовности к школьному обучению — это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Из определения видно, что понятия психологической готовности и адаптации находятся в неразрывной связи между собой. Чтобы у ребенка было меньше трудностей при переходе к школьному обучению, и процесс адаптации прошёл наиболее успешно, важно подготовить ребенка еще на ступени дошкольного образования. В работах, посвященных вопросам подготовки ребенка к школьному обучению, выделяется несколько компонентов психологической готовности: личностная готовность, эмоционально-волевая готовность и интеллектуальная готовность [2, 3]. К личностной готовности относят наличие учебной мотивации (мотивационная готовность) и развитие коммуникативных навыков ребенка, т. е. умение установить отношения со сверстниками (социальная готовность). Если ребенок активно участвует в играх, внимательно слушает воспитателя и других взрослых, то это сигнализирует о достаточной личностной готовности. Напротив, если ребенок имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не может прислушиваться к мнению другого, работать в команде, излагать свою точку зрения, то стоит говорить о том, что дошкольник не имеет полноценной личностной готовности к школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. От ребенка-школьника, в отличии от дошкольника, требуется делать не только то, что хочется, а и то, что нужно. Важно еще в дошкольном возрасте развивать такие волевые качества, как настойчивость, выдержка, дисциплина, самостоятельность. Так, О. А. Русинова отмечает, если ребенок работает самостоятельно, без участия взрослого, принимает помощь в ситуации затруднения, если проявляет познавательный интерес к новым видам деятельности, стремится к личным интересам, то он готов к школьному обучению. Долгое время об уровне интеллектуальной готовности ребенка судили по количеству выявленных у него знаний. Психологи утверждают, что это неверный подход. Словарь ребенка может развиваться быстро, сейчас дети не имеют недостатка в информации. Но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. По Я. Л. Коломинскому и Е. А. Панько, ребенок должен уметь сравнивать, анализировать, размышлять, обобщать, делать самостоятельные выводы. Т. о., интеллектуальная готовность — это зрелость познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения и речи. Безусловно, несформированность компонентов психологической готовности является предпосылкой для низкого уровня адаптации младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в настоящее время разработано большое количество методик, позволяющих изучить уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению у детей шести лет. К наиболее известным и активно используемым в работе педагога-психолога можно отнести: комплекс методик Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной, определяющий мотивационный компонент психологической готовности; методику «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, определяющую сформированность регуляционного компонента готовности, ряд методик по изучению сформированности интеллектуального компонента готовности (методика «10 слов» А. Р. Лурия, «Лабиринт» А. Л. Венгера, «Учебная деятельность» Л. И. Цеханской и мн. др.). Все они обладают рядом преимуществ, являются простыми, доступными, информативными и надёжными в плане выявления возможных трудностей младшего школьника в начальный период обучения. Не менее интересной, на наш взгляд, является программа изучения готовности к школе Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, которая охватывает все аспекты психологической готовности: - уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; - возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией; - умение самостоятельно действовать по образцу; - умение осуществлять самоконтроль; обладание определенным уровнем работоспособности; - умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Основа данной программы — выделение произвольной регуляции собственной деятельности ребенка как первостепенной составляющей готовности к обучению в школе. Задания также позволяют выявить уровень сформированности операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, то есть предпосылки к учебной деятельности. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго подчеркивают, что при работе с детьми и оценке результатов необходимо учесть особенности их деятельности и характер поведения в процессе деятельности. Это важно, так как с одной стороны рассматривается эмоциональная деятельность ребенка, с другой, оценка поведенческих особенностей в условиях работы с группой. Эти параметры редко рассматриваются при оценке готовности к школе. Важной особенностью этой программы является то, что в ней даётся образец стимульного материала, что даёт возможность варьировать составляющие задания без изменения системы его оценивания и анализа выполнения. Удобна эта программа и по форме организации диагностического обследования. Занятия проводятся с группой детей 10–12 человек, что позволяет оценить и коммуникативные навыки дошкольника. Само занятие не превышает 15–20 минут. По итогу работы педагог-психолог может выделить у каждого ребенка-дошкольника те аспекты психологической готовности, которые уже проявляют себя на достаточном уровне, и те, которые могут впоследствии стать причиной трудностей адаптации к новым социальным условиям. С учетом полученных результатов простроить для каждого ребенка индивидуальный маршрут развития личностных и познавательных качеств.

Практич 3-4

Аннотация научной статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ДОУ

по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Семенова Марина Леонидовна.

В статье рассматриваются вопросы управления методической работой на основе педагогической диагностики, актуальность которой обусловлена необходимостью осуществлять дифференцированный, системный подход к организации методической работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений в условиях вариативности образования и стимулирования образовательных инициатив.

Наши рекомендации