Тема: Составление рассказа «Весна»
Примерный ход занятия
Вначале необходимо активизировать лексический запас по данной теме. С этой целью можно предложить составить предложения по опорным словам, повторить цепочки слов (например: греет, светит, тает: скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается).
Далее проводится беседа о весне. Дети подбирают определения и слову весна (какая? — теплая, ранняя, холодная).
Логопед предлагает составить предложения о наступлении весны: Наступила ранняя (теплая) весна. Предложение проговаривается хором и дети должны его запомнить. Затем уточняется: какой первый признак весны?
- Греет солнышко.
- Как оно греет?
- Ярко греет солнышко.
Рассуждая с детьми вслух, логопед привлекает их внимание к причинно-следственным зависимостям:
- Становится теплее. Что происходит в природе (со снегом, Сосульками)?
- Что начинает таять?
Составляются соответствующие предложения. Выбирается одно, Которое проговаривается хором. Дети должны запомнить и это Предложение. Логопед выставляет на доске соответствующую картинку. Аналогичным образом раскрывается характер других природных изменений.
- Что появляется на дорогах? (Ручьи, лужи).
- Что набухает на деревьях? (Почки).
- Кто прилетает из теплых стран? (Перелетные птицы, скворцы, грачи).
- Что они делают? (Вьют гнезда).
Логопед еще раз обращает внимание детей на характерные Признаки весны, изображенные на картинке, последовательно соотнося составленные предложения с разными сюжетами.
Затем все выставленные картинки убираются в конверт в произвольном порядке. Далее логопед предлагает составить рассказ. Вызванные дети поочередно достают по одной картинке, выстраиваются «по цепочке» в нужной, последовательности. Логопед называет первое предложение, а дети путем оречевления каждого эпизода восстанавливают коллективный рассказ типа:
Наступила теплая весна. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых Стран прилетели птицы. Очи стали пить гнезда.
Таким образом, подобная последовательность в процессе тренировки и постепенного наращивания количества предложений должна стать планом-ориентиром, привычной автоматизированной схемой изложения, по которой ребенок будет стремиться описывать «события по другой тематике.
Однотипная последовательность преподнесения речевого материала используется логопедом на 2—3 занятиях. Однако, он вносит дополнительные инструкции: придумать заголовок к рассказу, рассказать о событиях от I или III лица и т. д.
Постепенно у детей надо выработать умение логично соединять отдельные отрывки в самостоятельный рассказ с применением средств межфразовой связи.
Особенности работы над конструированием рассказа по заданной чем с использованием заранее отработанных смысловых частей проиллюстрирует пример составления рассказа по теме «Экскурсия в зоопарк».
К данному занятию дети должны уже уметь связно и последовательно рассказывать о режимных моментах в течение дня, составлять описания животных, вести несложный диалог в пределах усвоенной тематики. Логопед дает детям примерно следующую установку: Сегодня мы будет учиться составлять большой рассказ о поездке в зоопарк в воскресный день. Он будет состоять из нескольких маленьких частей. Маленькие части рассказа вы будете составлять сами. А объединить их в большой рассказ я вам помогу. Сначала нам нужно вспомнить, как прошло воскресное утро в вашей семье.
1 ребенок рассказывает примерно следующее: — Я встал, умылся, убрал кровать, сел за стол завтракать и т. д.
- Это будет начало нашего рассказа. Подумайте, кто предложил поездку в зоопарк? (Мама, папа, брат и т. д.).
- Как дети добрались до зоопарка? Кого они там увидели?
Далее логопед раздает трем детям картинки с изображением 3 животных и дает инструкцию описать их. Дети должны использовать ранее полученные речевые навыки и. составить 3 коротких рассказа из 3—5 предложений каждый. Логопед подчеркивает, что это составные части будущего большого рассказа об одном мальчике. Он вызывает четверых детей и дает каждому задания. Первому ребенку — рассказать зачин, а остальным — поочередно об увиденных в зоопарке животных. Во время их рассказа логопед добавляет логические связки между отдельными частями, создавая тем самым композиционную целостность повествования. Например: В зоопарке Алеша и папа увидели много интересного. В первой клетке сидели белки (рассказ второго ребенка о белке). Подошли ко второй клетке, а там ежик (рассказ третьего ребенка о еже). А рядом большая толпа ребят наблюдала за лисой (рассказ четвертого ребенка о лисе). Ошибки в ответах детей логопед тут же фиксирует и привлекает к ним внимание детей. Логопед обязательно добивается правильного ответа. Желательно, чтобы ребенок еще раз повторил предложение. Требования по фонетическому оформлению высказываний осуществляются в соответствии с поставленными звуками у каждого ребенка.
На следующем занятии роль ведущего (логопеда) можно поручить наиболее развитому в речевом отношении ребенку. Подобный вид работы с некоторыми вариантами целесообразно проводить на итоговых занятиях при прохождении других тем (транспорт, игрушки и т. п.).
На основе тематической организации речевого материала происходит развитие преимущественно монологической речи, а задачи отечественного речевого общения, подготовленные всем ходом коррекционного обучения, должны решаться на занятиях воспитателем и во время режимных моментов.
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раз в неделю и предусматривают следующую работу:
1. Усвоение звуков л, с, ш, с—з, р—л, ы—и, в твердом и мягком звучании в прямом слоге.
2. Дифференциация звуков по участию голоса (с—з), по твердости—мягкости (л—л'), (т—т'), по месту образования (с—ш).
3. Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас—са), односложных слов типа суп.
На фонетических фронтальных занятиях проводятся систематические упражнения на сравнение звуков. Дети хлопают в ладоши, услышав определенный звук или слово, его включающее. Определяют наличие, а затем и место звука в слове. Каждый вновь изучаемый звук сравнивается с ранее отработанными. В течение III периода обучения дети учатся различать звуки, отличающиеся по глухости-звонкости (з—с), мягкости—твердости (л—ль), по месту образования (с—ш). Таким образом, дифференциация звуков обеспечивается всем ходом логопедической работы, базируемой на развитии артикуляционных навыков и умении различать звуки на слух и в собственной речи. Воспитание произвольного запоминания I речевого материала проходит красной нитью через все логопедические занятия. Дети учатся запоминать серию инструкций, ряды картинок, слов и т. д.
Развитие элементарных навыков звукового анализа происходит за счет обучения детей определению места звука в слове, выделению первого и последнего согласного, гласного в положении после согласного. Осуществляется анализ односложных слов типа: мак, сук, суп. В течение III периода обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций («Живые звуки», «Куда спрятали звук?», «Озорные звуки» и т. д.).
Овладение таким объемом знаний доступно детям лишь при условии соблюдения постепенности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка.
Практическое приложение
1. Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка.
2. Планирование работы по формированию произношения.
3. Примерное распределение занятий логопеда и воспитателя.
4. Лексический материал для логопедических занятий.
5. Перечень картинок для развития мыслительной деятельности. (Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета).
Планирование фронтальных занятий
по формированию лексико-грамматических средств языка
I период обучения
1. Лексические темы «Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи—фрукты».
2. Формирование словаря и грамматического строя:
а) развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;
б) практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками;
в) усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия), в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;
г) усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое.
3. Развитие связной речи:
а) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?);
б) усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картинке.
II период обучения
1. Лексические темы «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Зима», «Новый год», «Праздник 8 Марта», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
2. Формирование словаря и грамматического строя:
а) уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
б) практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
в) различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?
г) усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
д) употребление предлогов: на, в, из-под. Повторение ранее пройденных грамматических форм.
3. Развитие связной речи:
а) совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос;
б) сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств;
в) составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения;
г) распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения;
д) первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений;
е) составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов; ж) заучивание простых стихотворений.
III период обучения
1. Лексические темы «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад-огород», «Профессия», «Мебель», «Транспорт», повторение всех ранее пройденных тем.
2. Формирование словаря и грамматического строя:
а) закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
б) закрепление навыка образования относительных прилагательных;
в) употребление притяжательных прилагательных;
г) образование прилагательных с уменьшительными суффиксами -еньк, -оньк;
д) усвоение слов-антонимов;
е) закрепление навыка согласования прилагательных о. существительными;
ж) расширение значений предлогов.
3. Развитие связной, речи:
а) совершенствование диалогической формы речи;
б) распространение предложений. Составление предложений по вопросам, опорным словам;
в) составление рассказа по картинке, серии картинок;
г) составление рассказа-описания, пересказа;
д) составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа);
е) усвоение, конструкции сложноподчиненных предложений.
Планирование работы по формированию произношения
Задачи обучения:
- Развитие слухового восприятия.
- Формирование правильного произношения звуков и слов.
- Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи.
- Выработка четкой дикции.
I период обучения сентябрь— обследование (2 недели)
1. Постановка отсутствующих звуков (к, т, х, ль, з, б, д, г, с, сь, з, зь, р и др.).
2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков (а, о, у, и, ы, э, п, ф, в, м, н и др.).
3. Дикция. Угадывание по беззвучной артикуляции звуков а, у, и, о и т. д.
Четкое произнесение:
а) сочетаний типа аи, ауипа—та, ба—во, и т. д. (тихо, громко, шепотом);
б) слов;
в) коротких предложений (У Таты бант).
4. Слоговая, структура.
Преимущественно одно-, двух-, трехсложные слова разного слогового состава с простым звуковым наполнением.
5. Слуховое восприятие.
Удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций). Различение звуков: а о у; а и.
Планирование работы по формированию произношения
Задачи обучения:
- Развитие слухового восприятия.
- Формирование правильного произношения звуков и слов.
- Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи.
- Выработка четкой дикции.