Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания.
В педагогике понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер, это общая и вечная категория, оно будет существовать, пока существует общество.
Воспитание имеет конкретно-исторический характер. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. Воспитание является одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие личности. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности, – макросреда, микросреда (коллектив), деятельность, воспитание (самовоспитание), наследственность.
Процесс воспитания – процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Это эффективное взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение цели.
Воспитательный процесс имеет рядособенностей.
1.Воспитательный процесс отличается целенаправленностью. Воспитатель должен четко определить цель воспитательной работы.
2. Это процесс многофакторный. В нем проявляются многие объективные и субъективные факторы.
Объективные факторы:
Ø социальная сфера;
Ø условия деятельности и ее организация;
Ø наличие соответствующей материальной базы;
Ø влияние окружения.
Субъективные факторы:
Ø индивидуальные и возрастные особенности личности;
Ø мотивы и потребности;
Ø профессиональные качества, авторитетность человека;
Ø опыт воспитательной работы;
Ø отношение к подчиненным и воспитанию.
1. Воспитательный процесс отличается длительностью. Он длится всю жизнь человека.
2. Особенностью его является непрерывность.
3. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания.
4. Ему присущи неоднозначность и неопределенность результатов.
5. Воспитательный процесс имеет двусторонний характер, поскольку идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.
Процесс воспитания – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, офицеров-воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.
Объектом процесса воспитания являются различные категории военнослужащих и воинские коллективы, усилиями которых выполняются основные задачи, стоящие перед частью, подразделением.
Воспитание, в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное воспитание).
Воспитанию присущи две основныефункции:упорядочивание всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачисвязаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально- нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, которое специфично по содержанию и способу достижения на каждом возрастном этапе1.
По целевому критериюструктура воспитательного процесса представляет собой совокупность задач. Процесс воспитания направлен на:
Ø целостное формирование личности с учетом цели всестороннего гармоничного развития личности;
Ø формирование нравственных качеств личности; приобщение к общественным ценностям; воспитание жизненных позиций;
Ø развитие склонностей, способностей с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
Ø развитие общения в изменяющихся условиях социальной напряженности, трудовой деятельности.
Таблица 14
Главные стадии воспитательного процесса
Овладение знаниями норм и правил поведения |
Формирование поведения |
Формирование убеждений |
Формирование чувств |
В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты:
1) ознакомление с общими нормами и требованиями;
2) формирование отношений;
3) формирование взглядов;
4) формирование общей направленности личности.
Логика процесса воспитания включает в себя следующие компоненты.
Анализ – изучение личности воспитанника.
Диагностика – выявление реального уровня развития человека.
Прогноз – целеполагание.
Организация – формирование мотивации.
Контроль и оценка– выявление и оценка результатов.
Формирование поведения личности можно представить так:
Ø восприятие жизненных ситуаций;
Ø формирование понятий о человеческих ценностях;
Ø развитие чувств;
Ø выработка взглядов и убеждений;
Ø мотивация и принятие решений;
Ø выработка умений, навыков и привычек поведения;
Ø поведение как совокупность действий.
Виды воспитанияклассифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют гражданское, эстетическое, правовое, экологическое, политическое, нравственное, физическое. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание по месту жительства. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое.
Содержание процесса воспитания
Это система знаний, убеждений, навыков, качеств и устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники в соответствии с поставленными целями и задачами.
Для содержания воспитания актуальны такие его составные части, как государственно-патриотическое, социально- психологическое, экологическое, эстетическое воспитание.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1) реализм целей воспитания (средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры);
2)самоопределение (культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья);
3) совместная деятельность воспитанников и воспитателей;
4) личностная направленность воспитания;
5) добровольность;
6) коллективистская направленность.
Критерии воспитанности –это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). По направленности критерии воспитанности делятся на две группы:
1) критерии, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме, – суждениях, оценках, действиях;
2) критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, ориентациями, планами.