Методы обсуждения изучаемого материала
Беседа –диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изложенного.
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности обучающихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа. Для сообщения новых знаний используется сообщающая беседа. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы – подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. Одной из разновидностей беседы является собеседование.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному обучающемуся или целой группе (фронтальная беседа).
Метод беседы имеет следующие преимущества:
Ø активизирует обучающихся;
Ø развивает их память и речь;
Ø делает открытыми знания обучающихся;
Ø имеет большую воспитательную силу;
Ø является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
Ø требует много времени;
Ø содержит элемент риска (обучающийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими обучающимися и фиксируется в их памяти.
Классно-групповые занятия во многом напоминают беседу.Специфичным для них является более основательное, чем в ходе беседы, обсуждение теоретических и практических вопросов.
Семинар –это коллективное исследование изучаемых проблем, в ходе которого обсуждается учебный материал.
Метод демонстраций связан с показом приборов, опытов, кинофильмов, он представляет собой личный показ педагога, показ групповых действий специалистов, показ различных средств наглядности.
Практические методы
Упражнения.Под упражнениями понимают многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или получение его качества. По своему характеру они делятся на письменные, устные, графические и учебно-трудовые.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания обучающихся.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении, культуры письменной речи, повышению самостоятельности в работе.
Графические упражнения. Работа по составлению технологических карт, схем, чертежей, альбомов. Графические работы могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Учебно-трудовые упражнения. Практические работы обучающихся, имеющие производственно-трудовую направленность.
Лабораторные работы – проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, установок, инструментов с целью изучения различных явлений. Они проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Преподаватель составляет инструкцию, а обучающиеся записывают результаты работы в виде отчетов, графиков, числовых показателей. Такие работы могут быть частью занятия, занимать занятие и более.
Практические работыпроводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, машинами-тренажерами и репетиторами.
Самостоятельная работа
Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.
Ø Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.
Ø Составление плана текста. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
Ø Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.
Ø Цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
Ø Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери основного смысла.
Ø Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
Ø Составление справки–сборсведений о чем-нибудь, полученных после поисков.
Ø Составление формально-логической модели – составление словесно-схематического изображения прочитанного.
Ø Составление тематического тезауруса – составление упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
Ø Составление матрицы идей– составление сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Главным недостатком ее считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельность в учебной работе.
Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.
Объяснительно-иллюстративный метод.Педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Для приобретения умений и навыков используется репродуктивный метод.
Суть проблемного метода изложения заключается в постановке преподавателем проблемы перед обучающимися, указании пути ее решения и возможные противоречия. Обучающиеся следят за логикой решения проблемы, получая эталон развертывания познавательных действий.
В целях постепенного приближения обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем используются частично-поисковыйи исследовательский методы. Преподаватель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а обучающийся осуществляет отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, формирование опыта исследований.
Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой обучающимися при усвоении различных видов содержания материала.
Существуют и другие классификации методов обучения. Например, по дидактическим целямметоды обучения делятся на:
Ø методы изложения новых знаний;
Ø методы повторения, закрепления знаний;
Ø методы применения знаний;
Ø методы контроля.
Ю. К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов.
1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные, наглядные и практические (передача и восприятие информации);
б) индуктивные и дедуктивные (логика);
в) репродуктивные и проблемно-поисковые (мышление);
г) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (управление учением).
2) Методы стимулирования и мотивации:
а) интерес к учебе;
б) долг и ответственность в учении.
3) Методы контроля и самоконтроля в обучении (устный, письменный и лабораторно-практический методы).
В. А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности педагога и обучающегося. В соответствии с этим выделяются следующие методы:
1) коммуникативный метод обучения.Образовательная цель занятия – усвоение готовых знаний. Деятельность: изложение преподавателем нового материала; беседа по содержанию нового материала; работа с текстом учебника; оценка работы.
2) Познавательный метод обучения. Образовательная цель занятия – восприятие, осмысление и запоминание нового учебного материала. Деятельность обучающихся: наблюдение, моделирование, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.
3) Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель – усвоение обучающимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность обучающихся и преподавателя: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая деятельность.
4) Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель – обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: обобщающее изложение преподавателем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы, обобщающая беседа.
5) Контрольный метод обучения. Дидактическая цель – выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение контрольных работ, практических заданий1.
Выбор методов обучения зависит:
Ø от общих целей образования, воспитания и развития обучающихся;
Ø от особенностей изучаемого предмета;
Ø от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
Ø от цели, задач, содержания материала,
от уровня подготовленности обучающихся;
Ø от материальной оснащенности учебного заведения;
Ø от возможностей и особенностей преподавателя, его методического мастерства и личных качеств.
Специальные исследования и образовательная практика организаторов учебного процесса в наметили, что основными путями совершенствования методической системы обучения.
1) Дидактическая обработка программного материала с учетом требований профессиональной подготовки и уровня подготовленности обучающихся.Хорошо известно, что в системе мер, направленных на совершенствование образования и профессиональной подготовки кадров спасателей, ведущее место занимает улучшение содержания обучения. Оно – ведущий и самый подвижный компонент обучения, отражающийся прежде всего в программах и учебных планах обучения. При отборе содержания программного материала необходимо руководствоваться принципом генерализации, который требует, чтобы в программах и на учебных занятиях центральное место занимали специфические для каждой науки, ведущие, обобщающие идеи и принципы, понятия и закономерности, вбирающие в себя в качестве частных многие другие понятия, методы и теории, базирующиеся на большом фактическом материале.
2) Активизация познавательной деятельности обучающихся в системе их профессиональной подготовки. В плане повышения познавательной активности военнослужащих-спасателей и развивающего эффекта их подготовки перспективным представляется более активная реализация инновационных подходов в решении образовательных задач: использование наработок проблемного и проблемно-деятельностного обучения; расширение возможностей использования игрового моделирования; обращение к идеям развивающего обучения и поэтапного формирования умственных действий, суггестопедии и учебного «погружения».
3) Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Индивидуальный и дифференцированный подход на уровне методического решения, как показывает опыт, заключается в разработке и решении обучающимися заданий, соответствующих их учебным возможностям. При этом методически должна быть выдержана следующая последовательность:
а) анализ содержания материала и разработка заданий для каждой категории обучающихся;
б) фронтальная обработка основных, принципиальных положений задания со всей учебной группой;
в) оказание индивидуальной помощи обучающимся в процессе выполнения задания, формирование у них рациональных приемов изучения материала;
г) развитие положительных мотивов путем всемерной стимуляции деятельности обучающихся, оценки ее результатов, формирования уверенности в своих силах и т. п.
Реализация подобного алгоритма будет более эффективной при обучении по индивидуальным планам, которое основано на самостоятельной работе обучающихся над учебным материалом при активной помощи преподавателей и при систематическом контроле с их стороны за качеством усвоения знаний, формированием навыков и умений. Другое направление индивидуализации – это внедрение в практику программированного обучения, под которым понимается осуществление управляемого усвоения программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). Оно основано прежде всего на широком использовании индивидуальных способностей обучающихся творчески и самостоятельно изучать учебный материал. Все это отражается в программированном учебнике или в программе обучающей машины.
4) Повышение методического мастерства руководителей учебных занятий.Без высокого уровня методического мастерства даже самые лучшие рекомендации, детально разработанные методики проведения занятий, как показывает профессионально-педагогическая практика, теряют силу и не дают желаемого эффекта.
Литература
1. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1997.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание,1996.
3. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1996.
4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
Занятие 8/3. Семинар