Научно-теоретические основы педагогики

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарском занятии

1. Понятие педагогики, ее возникновение и развитие:

· понятие педагогики;

· определение объекта и предмета педагогики как науки;

· возникновение и развитие педагогики; создание системы педагогических наук;

· характеристика основных категорий педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование).

Общая характеристика педагогического процесса

Доклады и реферативные выступления

1. Основные этапы развития педагогики и образования.

2. Цели образования и воспитания.

3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

Литература

1. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 374–389.

2. Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1996. – С. 182–199.

Дополнительная литература

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М., 1988.

2. Гончаров Н. К. Основы педагогики. — М., 1947.

3. Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1997.

Тема № 8. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Занятие 8.1. Лекция

Процесс обучения

Учебные вопросы

1. Сущность и содержание процесса обучения.

2. Основные пути и условия совершенствования процесса обучения.

Процесс обучения изучается той частью педагогики, которая называется дидактикой (от греческого слова "дидаско" – обучаю). Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая закономерности и принципы обучения, его методы и формы, проблемы образования.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения.

Обучение– целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Процесс обучения (педагогический процесс) – это взаимообусловленная деятельность обучающих и обучающихся, включающая формирование системы знаний, умений и навыков, воспитание, интеллектуальное и физическое развитие, а также психологическую подготовку обучающихся к профессиональной деятельности.

Понятие "педагогический процесс" было введено в педагогическую науку сравнительно давно, еще в 1905 году. Это сделал русский педагог и психолог Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922), автор ряда работ по истории и теории педагогики. В 1905 году в Петербурге вышла его книга "Педагогический процесс", в которой П. Ф. Каптерев пытался определить сущность педагогического процесса. Так, под педагогическим процессом он понимал "все то целое, общее, что формирует личность".

Таблица 13

Модель структуры учебного процесса

Цель обучения
Деятельность преподавания
Содержание учебного материала
Методы обучения
Средства обучения
Организационные формы обучения
Деятельность учения
Результат

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:

1) анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее обучающимися;

2) планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

3) исполнение учебных операций, организация учебной работы преподавателя и обучающихся;

4) организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

5) анализ и самоанализ, оценка результатов обучения.

Структура процесса обучения

Учебная деятельность состоит из таких структурных компонентов:

целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно- операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

Рассмотрим процесс организации учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.

Психолог Рубинштейн С. Л. писал, что человек владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом[x]. Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.

Наши рекомендации