Научно-теоретические основы педагогики
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарском занятии
1. Понятие педагогики, ее возникновение и развитие:
· понятие педагогики;
· определение объекта и предмета педагогики как науки;
· возникновение и развитие педагогики; создание системы педагогических наук;
· характеристика основных категорий педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование).
Общая характеристика педагогического процесса
Доклады и реферативные выступления
1. Основные этапы развития педагогики и образования.
2. Цели образования и воспитания.
3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
Литература
1. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 374–389.
2. Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1996. – С. 182–199.
Дополнительная литература
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М., 1988.
2. Гончаров Н. К. Основы педагогики. — М., 1947.
3. Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1997.
Тема № 8. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Занятие 8.1. Лекция
Процесс обучения
Учебные вопросы
1. Сущность и содержание процесса обучения.
2. Основные пути и условия совершенствования процесса обучения.
Процесс обучения изучается той частью педагогики, которая называется дидактикой (от греческого слова "дидаско" – обучаю). Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая закономерности и принципы обучения, его методы и формы, проблемы образования.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения.
Обучение– целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Процесс обучения (педагогический процесс) – это взаимообусловленная деятельность обучающих и обучающихся, включающая формирование системы знаний, умений и навыков, воспитание, интеллектуальное и физическое развитие, а также психологическую подготовку обучающихся к профессиональной деятельности.
Понятие "педагогический процесс" было введено в педагогическую науку сравнительно давно, еще в 1905 году. Это сделал русский педагог и психолог Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922), автор ряда работ по истории и теории педагогики. В 1905 году в Петербурге вышла его книга "Педагогический процесс", в которой П. Ф. Каптерев пытался определить сущность педагогического процесса. Так, под педагогическим процессом он понимал "все то целое, общее, что формирует личность".
Таблица 13
Модель структуры учебного процесса
Цель обучения |
Деятельность преподавания |
Содержание учебного материала |
Методы обучения |
Средства обучения |
Организационные формы обучения |
Деятельность учения |
Результат |
Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:
1) анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее обучающимися;
2) планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
3) исполнение учебных операций, организация учебной работы преподавателя и обучающихся;
4) организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
5) анализ и самоанализ, оценка результатов обучения.
Структура процесса обучения
Учебная деятельность состоит из таких структурных компонентов:
целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно- операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
Рассмотрим процесс организации учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.
Психолог Рубинштейн С. Л. писал, что человек владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом[x]. Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.