Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе.
Психология межличностного общения в коллективе.
Вербальные и невербальные способы общения.
Механизмы социальной перцепции.
Задание 1. Прочитайте информацию о невербальных способах общения.
Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные (несловесные) способы взаимодействия партнеров. Две трети информации о человеке мы получаем, наблюдая за его поведением, то есть мы сначала видим и слышим человека и лишь затем у нас формируется представление о нем. Учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабин установил, что словами передается только 7% информации, звуковыми сред ствами (включая тон голоса, интонацию звука) — 38%, а невербальными средствами — 55%.
Возникает вопрос: «Возможна ли подделка в собственном языке тела?» Обычно ответ на этот вопрос — отрицательный, потому что выдает отсутствие совпадения между жестами. Например, раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но, когда обманщик раскрывает вам свои объятия и улыбается, одновременно говоря ложь, микросигналы его организма выдают тайные мысли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь, искривленные уголки рта. Все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.
Лицо чаще, чем какая-либо другая часть человеческого тела, используется для скрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем головой, подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и тела, и словами. Недаром изучение выражения лица является искусством.
На невербальные средства общения накладывают отпечаток конкретные социально-культурные условия, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Например, во Франции жест «о'кей» означает «ноль» или «ничего», в Японии — «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна он используется для обозначения гомосексуальности мужчины.
В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец имеет три значения.
Обычно он используется при «голосовании» на дороге. Второе значение — «все в порядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство. В некоторых странах, например в Греции, этот жест означает «заткнись», поэтому можете представить себе положение русского, пытающегося поймать попутную машину на греческой дороге.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся жесты.
Рукопожатия. С помощью различного разворота ладони можно придать жесту господствующее, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека таким образом, что ладонь развернута вниз. Тем самым вы сообщаете этому человеку, что хотите главенствовать в процессе общения с ним.
Закладывание рук за спину. Некоторые люди имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. Это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест «закладывание рук за спину с захватом запястья» говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.
Жесты «лжи». Быстрота некоторых жестов и их очередность зависят от возраста человека. Например, если пятилетний ребенок сказал неправду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет одной или обеими руками рот. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Когда взрослый лжет, мозг посылает ему импульс прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест — прикосновение к носу, потирание века, уха, оттягивание воротничка.
Почесывание шеи. Этот жест показывает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен».
Скрещивание на груди рук. Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Типичное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека.
Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки — дать ему ручку, книгу, бумагу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое положение, и его состояние изменится.
Если кроме скрещивания рук на груди, человек сжимает пальцы в кулак, это говорит о его враждебности и наступательной позиции. Жест — кисти скрещенных рук на плечевой части руки, означает сдерживание негативных ощущений.
Скрещивание ног. Жест закидывания ноги на ногу может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Если закидывают ногу на ногу с образованием угла, это говорит о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоречия. Такая поза популярна у мужчин, имеющих бойцовский характер. Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу, обхватив ногу руками. Это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход для нахождения общего языка.
Курение. Курение сигареты является способом подавления внутреннего напряжения, позволяющим потянуть время перед принятием решения. Сигаретный ритуал включает постукивание, помахивание сигаретой и другие мини-жесты, указывающие на то, что человек испытывает напряжение. Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты свидетельствует о высоком внутреннем напряжении человека, и, возможно, вам нужно его успокоить. Если курильщик зажигает сигарету и неожиданно гасит ее, не докурив до своей обычной длины, он проявляет желание закончить разговор.
Таким образом, рассмотрение, хотя и краткое, особенностей невербальной коммуникации показывает, что они играют важную роль в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации различные особенности невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.
Задание 2. Ознакомьтесь с информацией о механизмах межличностного восприятия.
Процессы социального восприятия отличаются от восприятия внешних объектов. Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия, а социальные представления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Выделяют механизмы социальной перцепции - - способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.
К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция.
Идентификацияпредставляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).
Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, эмпатийность в отношении е партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.
Аттракция(в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.
Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека — механизм каузальной атрибуции.
Различают три типа каузальной атрибуции:
• личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок),
• объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие),
• обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).
Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй - о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором — положительные. Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких основных показателей, как степень уникальности или типичности поступка и степень социальной желательности или нежелательности. В целом изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.
На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана и т.п. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.
За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий. Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная атрибуция), или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).
Основная литература
1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Военная педагогика и психология: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. – М.: Совершенство, 1998. – С. 93–115.
3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
4. Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 1984.
Дополнительная литература
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
2. Ковалёв А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.:Политиздат, 1975.
3. Курс военной психологии / Под ред. Л. Ф. Железняка. – М., 1995.
4. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.
5. Столяренко А. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н /Д: Феникс, 2000. – С. 262 – 295, 304–314.
6. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. – М.: Воениздат, 1989.
7. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А.– М.: Центр, 1997. – С. 78–105, 147–180.
8. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб, 1999.
ПЕДАГОГИКА