Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе.

Психология межличностного общения в коллективе.

Вербальные и невербальные способы общения.

Механизмы социальной перцепции.

Задание 1. Прочитайте информацию о невербальных способах общения.

Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные (несловесные) способы взаимо­действия партнеров. Две трети информации о человеке мы получаем, наблюдая за его поведением, то есть мы сначала видим и слышим человека и лишь затем у нас формируется представление о нем. Учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабин установил, что словами передается только 7% информации, звуковыми сред ствами (включая тон голоса, интонацию звука) — 38%, а невербальными средствами — 55%.

Возникает вопрос: «Возможна ли подделка в собственном языке тела?» Обычно ответ на этот вопрос — отрицательный, потому что выдает отсутствие совпадения между жестами. Например, раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но, когда обманщик раскрывает вам свои объятия и улыбается, одновре­менно говоря ложь, микросигналы его организма выдают тайные мысли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь, ис­кривленные уголки рта. Все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.

Лицо чаще, чем какая-либо другая часть человеческого тела, используется для скрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем головой, подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к не­счастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считы­ваемыми с лица и тела, и словами. Недаром изучение выражения лица является искусством.

На невербальные средства общения накладывают отпечаток конкретные социально-культурные условия, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Например, во Франции жест «о'кей» означает «ноль» или «ничего», в Японии — «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна он ис­пользуется для обозначения гомосексуальности мужчины.

Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе. - student2.ru

В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец имеет три значения.

Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе. - student2.ru

Обычно он используется при «голосовании» на дороге. Второе значение — «все в порядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим не­цензурное ругательство. В некоторых странах, например в Греции, этот жест означает «заткнись», поэтому можете представить себе положение русского, пытающегося поймать попутную ма­шину на греческой дороге.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся жесты.

Рукопожатия. С помощью различного разворота ладони можно придать жесту господствующее, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека таким образом, что ладонь развернута вниз. Тем самым вы сообщаете этому человеку, что хотите гла­венствовать в процессе общения с ним.

Закладывание рук за спину. Некоторые люди имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. Это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест «закладывание рук за спину с захватом запястья» говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе. - student2.ru

Жесты «лжи». Быстрота некоторых жестов и их очередность зависят от возраста человека. Например, если пятилетний ребенок сказал неправду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет одной или обеими руками рот. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как и у пя­тилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Когда взрослый лжет, мозг посылает ему импульс прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест — прикосновение к носу, потирание века, уха, оттягивание воротничка.

Почесывание шеи. Этот жест показывает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен».

Скрещивание на груди рук. Руки в замок на груди выражают по­пытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Типичное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека.



Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе. - student2.ru

Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки — дать ему ручку, книгу, бумагу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое положение, и его состояние изменится.

Если кроме скрещивания рук на груди, человек сжимает пальцы в кулак, это говорит о его враждебности и наступательной позиции. Жест — кисти скрещенных рук на плечевой части руки, означает сдерживание негативных ощущений.

Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе. - student2.ru

Скрещивание ног. Жест закидывания ноги на ногу может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Если закидывают ногу на ногу с образованием угла, это говорит о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоречия. Такая поза популярна у мужчин, имеющих бойцовский характер. Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу, обхватив ногу руками. Это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход для нахождения общего языка.

Курение. Курение сигареты является способом подавления внутреннего напряжения, позволяющим потянуть время перед принятием решения. Сигаретный ритуал включает постукивание, помахивание сигаретой и другие мини-жесты, указывающие на то, что человек испытывает напряжение. Постоянное сбрасыва­ние пепла с конца сигареты свидетельствует о высоком внутрен­нем напряжении человека, и, возможно, вам нужно его успоко­ить. Если курильщик зажигает сигарету и неожиданно гасит ее, не докурив до своей обычной длины, он проявляет желание закончить разговор.

Таким образом, рассмотрение, хотя и краткое, особенностей невербальной коммуникации показывает, что они играют важную роль в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации различные особенности невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.

Задание 2. Ознакомьтесь с информацией о механизмах межличностного восприятия.

Процессы социального восприятия отличаются от воспри­ятия внешних объектов. Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразлич­ными по отношению к субъекту восприятия, а социальные пред­ставления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Выделяют механизмы социальной перцепции - - способы, по­средством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция.

Идентификацияпредставляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоя­нии строится на основе попытки поставить себя на место партне­ра по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на опре­деленном возрастном этапе, приблизительно в старшем подрост­ковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он до­пускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпа­тия, эмпатийность в отношении е партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельно­стью, и решается с помощью активного самообразования, уча­стия в различных группах профессионального развития.

Аттракция(в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил назва­ние социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понима­ется способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений чело­века о самом себе в значительной степени определяется богатст­вом его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отно­шение к себе со стороны различных партнеров по общению.

Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека — механизм каузальной атрибуции.

Различают три типа каузальной атрибуции:

• личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок),

• объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие),

• обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).

Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй - о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого чело­века. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором — положительные. Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких ос­новных показателей, как степень уникальности или типичности поступка и степень социальной желательности или нежелательно­сти. В целом изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и от­ношения к партнеру по общению.

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана и т.п. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий. Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная ат­рибуция), или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

Основная литература

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Военная педагогика и психология: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. – М.: Совер­шенство, 1998. – С. 93–115.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4. Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 1984.

Дополнительная литература

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

2. Ковалёв А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.:Политиздат, 1975.

3. Курс военной психологии / Под ред. Л. Ф. Железняка. – М., 1995.

4. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.

5. Столяренко А. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н /Д: Феникс, 2000. – С. 262 – 295, 304–314.

6. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. – М.: Воениздат, 1989.

7. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А.– М.: Центр, 1997. – С. 78–105, 147–180.

8. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб, 1999.

ПЕДАГОГИКА

Наши рекомендации