Изучение и оценка морально-психологического климата
Актуальной и не решенной до настоящего времени остается проблема определения особенностей морально-психологического климата (МПК). Несовершенство понятийно-категориального аппарата порождает множество подходов и точек зрения по кардинальным вопросам МПК, одним из которых является его определение. Морально-психологический климат рассматривается как:
1) свойство группы, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли;
2) относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности2;
3) отмечается, что категория “отношения” является центральной при определении морально-психологического климата;
4) характер, уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и вертикали, включая его организацию;
5) совокупность качеств и состояний, выражающих самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения ими своих потребностей и преобладание групповых настроений5.
Авторами ряда точек зрения в качестве структурных элементов вводятся понятия: “групповые настроения и мысли”, “умонастроения людей и удовлетворенность их своим трудом", свидетельствующие о преобладании эмоционального компонента, выражающего настроения членов коллектива. Ряд психологов в содержание социально-психологического климата, наряду с эмоциональным компонентом, включают элементы социального восприятия. При этом отмечается, что психологический климат проявляется прежде всего в отношениях друг к другу, к самому себе и к миру в целом1.
Морально-психологический климат коллектива–это характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Морально-психологический климат – это не статичное, а динамичное образование. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций и норм.
На МПК влияют следующие факторы:
Ø отношение членов коллектива к выполнению своих функциональных обязанностей;
Ø стиль управления;
Ø личные качества непосредственных руководителей;
Ø взаимоотношения между членами коллектива;
Ø качественный состав сотрудников;
Ø условия труда и быта;
Ø влияние вышестоящих коллективов на деятельность конкретных исполнителей.
Одной из сторон, характеризующих динамику морально- психологического климата коллектива, являются так называемые "климатические возмущения", к которым относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы.
Здоровый психологический климат побуждает сотрудников: 1) к активной деятельности; 2) к преодолению трудностей; 3) поощряет успехи, помогает при неудачах и на этой основе; 4) развивает у них самостоятельность, решительность, инициативность и т. д.
Для изучения морально-психологического климата коллектива может применяться следующий комплекс методов:
1) диагностическая беседа;
2) наблюдение;
3) опрос;
4) социометрия;
5) ранжирование;
6) экспертные оценки.
Беседа является одним из основных методов психологии, который широко применяется в различных ее отраслях. В зависимости от целей использования данного метода, беседаможет быть: 1) ознакомительной; 2)диагностической; 3) экспериментальной и т. д. В ходе диагностической беседыможно выявить интимные переживания сотрудника, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, командирах и др. Результаты беседы помогут составить "диагноз", на основе которого строится индивидуальная работа с данным военнослужащим.
Наблюдение как метод психодиагностики может дать объективную информацию при условии, что руководитель умеет анализировать внешние проявления поведения и действий военнослужащих в естественной обстановке. Наблюдение – один из наиболее сложных и трудоемких методов изучения морально-психологического климата коллектива, предполагающий составление программы наблюдения, которая в формализованном виде может включить в себя следующие аспекты: цели и задачи наблюдения; объект и предмет наблюдения; наблюдаемые ситуации в различных видах деятельности; инструментарий наблюдения.
В ходе наблюдения анализируется поведение военнослужащих; выявляются неформальные связи, микрогруппы, статусв неформальной среде каждого члена коллектива; определяется настроение и причины, оказывающие на него влияние; уточняется степень неудовлетворенности различными сторонами жизни и деятельности коллектива, делается вывод о совместимости и лидерстве его членов.
Широкое распространение для сбора первичной информации получил метод опроса. Опрос – метод сбора информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым и основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым.С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях и т. д. Изучение состояния морально-психологического климата может проводиться с помощью опросного листа, состоящего из пяти блоков:
1) оценка степени удовлетворенности / неудовлетворенности членов коллектива условиями труда и быта;
2) самооценка, определяющая личное отношение к своей деятельности и поведению в коллективе;
3) взаимные оценки личных качеств и отношения товарищей к выполнению своих обязанностей;
4) определение степени ориентированности опрашиваемых на работу в данном коллективе;
5) определение реальных мер по улучшению морально-психологического климата в изучаемом коллективе.
Для определения групповой сплоченности применяется метод социометрии. Данным методом определяются взаимоотношения в группе и коллективе, статус лица в неформальной группе, уровень сплоченности и психологической совместимости в микрогруппах, их состав и вид направленности лидеров.
Методика проведения социометрии заключается в следующем. Необходимо составить список личного состава в алфавитном порядке и предложить опрашиваемым сделать три выбора по каждому из поставленных вопросов. Проведение социометрии включает в себя следующие этапы:
1) Подготовительный этап: определение проблемы, которую следует изучить, выявление, кого для этого необходимо опросить, формулировка социометрических критериев, выбор места и времени исследования.
2) Основной этап:заполнение карточек, их сбор.
3) Завершающий этап: построение социоматрицы, социограммы, проверка надежности, анализ результатов, формулирование выводов.
Существуют следующие виды социометрии: параметрическая социометрия(характеризуется тем, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданным критериям) и непараметрическая(позволяет выбирать или отвергать любое число лиц при условии, что испытуемый положительно относится к исследованию).По результатам опроса составляется социоматрица и социограмма.
Наглядно оценить психологическую совместимость и характер межличностных отношений можно с помощью социограммы. Каждой фамилии присваивается порядковый номер согласно списку личного состава. Симпатии обозначают сплошной линией со стрелкой, а антипатии – пунктиром. Различают диады, триады, тетрады, звёзды и цепочки.
Психологическая совместимость |
А |
В |
Г |
Д |
Б |
Диады (А); Триады (Б); Тетрады (В); Звезды (Г); Цепочки (Д); |
Отвечая на вопросы, военнослужащий указывает не более трёх фамилий. Фамилии могут повторяться. Если опрашиваемый затрудняется с ответом, то он ставит прочерк. Заполняемый листок подписывается и сдаётся офицеру для анализа и составления схемы выборов (социограммы).
Социограмма имеет несколько вариантов. Первый вариант – индивидуальная социограмма. В этом случае офицер выбирает того воина, который представляет для него наибольший интерес, и строит социограмму в системе всех его связей, выявленных по ходу опроса.
Плоскостное изображение |
Второй вариант социограммы представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором просматриваются все связи и количество выборов между членами коллектива.
Третий вариант социограммы называется «мишень». Она представляет собой три концентрические окружности, которые символизируют авторитетность человека в коллективе. Чем больше получено выборов, тем ближе к центру располагается номер испытуемого. Тогда в центральном круге помещаются номера «звёзд» – самых авторитетных членов коллектива, во втором круге – номера членов коллектива, авторитет которых несколько ниже, в третьей окружности – номера людей, не имеющих авторитета и находящихся в изоляции, т. е. не получивших ни одного выбора.
Для исследования групповой сплочённости применяется социометрия в двух параметрах: параметрическая и непараметрическая. Параметрическая социометрия состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определённое количество выборов по заданному критерию.
Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к исследованию.
Достоинствами социометрии является возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддаётся статистической обработке и может быть представлен наглядно.
Недостатками социометрии являются фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях, не являются истинными мотивы выборов, число взаимных выборов может отражать не столько сплочённость, сколько дружеские связи отдельных микрогрупп.
Социоматрица — обобщающая сводная таблица индивидуальных выборов военнослужащих, фамилии которых расположены в алфавитном порядке. С помощью социоматрицы определяется суммарное количество выборов и количество баллов, набранных каждым военнослужащим. По количеству выборов определяется статус лица в коллективе, неформальные лидеры.
Пример социоматрицы для коллектива
Таблица 7
Кого выбирают Кто выбирает | Кол-во сделанных выборов | |||||||||||
К+ | Ко | К- | ||||||||||
1. | А. А. | Х | + | - | + | - | о | + | + | |||
2. | Б. Б. | + | Х | + | + | - | о | + | + | |||
3. | В. В. | - | + | Х | + | - | + | - | - | - | ||
4. | Г. Г. | + | + | + | Х | - | - | о | о | |||
5. | Д. Д. | - | о | - | о | Х | - | о | - | - | ||
6. | Е. Е. | + | + | о | + | - | Х | + | + | |||
7. | Ж. Ж. | - | о | + | + | - | + | Х | + | |||
8. | И. З. | + | + | - | + | - | + | + | Х | - | ||
Количество полученных положительных выборов (К+) | - | |||||||||||
Количество полученных отрицательных выборов (К-) | - | - | ||||||||||
Кол-во взаимных положительных выборов (К+) | ||||||||||||
Кол-во взаимных отрицательных выборов (К-) |
Анализ социоматрицы позволяет путём несложных расчётов определить следующие социометрические индексы или критерии:
· потребность в общении (Ипо);
· социометрический статус (Ист);
· психологическую совместимость (Имс);
· групповое единство (Иге);
· групповую разобщенность (Игр);
· групповую сплочённость (Игс).
Индекс потребности в общении (Ипо) определяется по формуле:
Ипо = К+ – К- Х 100 %,
Н – 1
где Ипо – индекс потребности в общении;
К+ - количество сделанных испытуемым положительных выборов;
К- - количество сделанных отрицательных выборов;
Н – количество испытуемых.
Для оценки индекса статуса можно воспользоваться следующей формулой:
Ист = Кп + – Кп - х 100%,
Н – 1
где Ист – индекс социометрического статуса;
Кп+ - количество полученных положительных выборов;
Кп- - количество полученных отрицательных выборов.
Анализ взаимных выборов позволяет оценить психологическую совместимость испытуемых по формуле:
Исм = К++ -К- - х 100%,
Н – 1
где Исм – индекс совместимости;
К++ - количество взаимных положительных выборов;
К-- – количество взаимных отрицательных выборов.
Групповое единство определяется суммированием взаимных положительных выборов по формуле:
Иге = СК++ х 100 %,
Н (Н – 1)
где Иге – индекс группового единства;
СК++ - сумма взаимных положительных выборов в группе.
Аналогично определяется групповая разобщённость. Для этой цели служит формула:
Игр = СК-- х 100%,
Н (Н – 1)
где Игр – индекс групповой разобщённости;
СК-- – сумма взаимных отрицательных выборов.
Теперь на основании имеющихся данных можно определить групповую сплочённость по формуле:
Игс = Иге – Игр,
где Иге – индекс групповой сплочённости.
Ранжирование— метод изучения особенностей социального восприятия членами коллектива некоторых элементов управленческой деятельности — стиля управления, личных качеств руководителей. Опрашиваемым предлагается набор качеств, из которых рекомендуется выбирать по пять – десять характеристик, реально присущих личности непосредственного руководителя, стилю его управления. Подчиненные создают портрет своего непосредственного руководителя, сопоставляя и сравнивая его со своими идеальными ожиданиями.
Методом ранжирования выявляется информация еще двух уровней — сверху и самооценка. Руководителям, которых оценивают подчиненные, предлагается выбрать качества, свойственные идеальному руководителю, а также оценить те, которые имеются у него самого. Вышестоящим руководителям рекомендуется создать идеальную модель и оценить реальные качества нижестоящих руководителей.
Выбранные качества ранжируются. Полученные результаты дают возможность определить степень совпадения идеальных представлений опрашиваемых с реально воспринимаемыми качествами, подтвержденными тремя уровнями оценок.
Метод экспертных оценок применяется при изучении психологии коллектива. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить в виде количественной оценки изучаемых свойств поведения.
Комплекс методов способствует получению следующих данных:
Ø удовлетворенность членов коллектива различными сторонами жизни и деятельности коллектива;
Ø коллективные настроения;
Ø наличие неформальных групп и статус членов коллектива в них;
Ø взаимоотношения в коллективе;
Ø сплоченность и совместимость членов коллектива;
Ø отношение членов коллектива к выполнению своих служебных обязанностей;
Ø оценка условий коллективной деятельности.