Управление группами в процессе их развития

Категория группы – родовая, т.е. группа – любое объединение людей.

Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания.

В зависимости от масштаба существуют психологии микрогрупп, психологии малых групп, психологии больших групп, психологии общества. Группы различаются по реальности существования –реальные и условные; по способу возникновения – официальные и неофициальные (группа друзей); по длительности существования – долговременно существующие и кратковременно существующие; по степени контактности– контактные, малоконтактные и неконтактные; по роду занятий – учебные, военные. Например, студенческая группа в вузе – это реальная, официальная, долговременно существующая, контактная учебная группа1. Существует и другая классификация групп, предложенная Р. С. Немовым[viii]. Среди групп можно выделить большие и малые группы. Большиепредставлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 до 20 – 30), занятых общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом (семья, класс, трудовой коллектив). Малые группы могут быть условными(например, студенты России)и реальными (действительно существуют), а также естественными и лабораторными. Естественные– это группы, которые складываются сами по себе. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования. Естественные группы делятся на формальные (существуют в рамках официальных организаций) и неформальные. Малые группы могут быть референтными(это любая реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать) и нереферентными (психология и поведение этой группы чужды для индивида).

Антиреферентные группы– это группы, психологию и поведение которых человек совершенно не приемлет, осуждает, отвергает. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые,в которых нет психологической общности, деловых взаимоотношений, распределения обязанностей, признанных лидеров. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Основными факторами, оказывающими непосредственное влияние на психологию группы, являются история группы, ожидаемое будущее, особенности личностей группы, работа над ее сплочением, обычаи и традиции, личность и стиль работы руководителя, цель, задачи, содержание деятельности группы.

Конгломерат– это группа, которая находится на нижнем уровне формирования коллектива. Это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся ограниченными пространством и временем. Взаимоотношения и взаимодействия между членами конгломерата поверхностны и ситуативны. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения. Если же начальное объединение произошло, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти на следующую ступень – к группе-кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничеством. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение, подчиненное достижению высокого результата выполнения конкретной задачи, носят сугубо деловой характер. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автономизацию. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней. В ней происходят процессы обособления, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа-автономия может уйти от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если группа изолирует себя от других групп в обществе, если она начнет противопоставлять себя другим группам. В этом случае появляется корпоративная направленность как групповой индивидуализм. Сама группа превращается в группу-корпорацию. Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская направленность, и она становится группой-коллективом. Группа людей, занимающаяся общественной и личностно значимой деятельностью, отличающаяся высоким уровнем социально-психологического развития, называется коллективом. Коллектив – слово латинского происхождения, означающее "собранность", т. е. целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности.

Коллектив – разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других1.

Таким образом,коллектив–это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающая более высокого уровня развития, чем простая группа.

Коллектив характеризуется следующими основными отличительными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) однородностью состава;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированностью – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности, наличием органов управления;

6) открытостью, то есть готовностью к принятию новых членов.

Виды коллективов в зависимости от характера деятельности подразделяются на:

· трудовой коллектив;

· учебный коллектив;

· воинский коллектив;

· педагогический коллектив.

В качестве основных социально-психологических признаков воинского коллектива можно выделить следующие:

1) общая профессиональная деятельность;

2) соответствие деятельности социально значимым целям и задачам;

3) зависимость межличностных отношений от целей и содержания деятельности;

4) единство и сплоченность;

5) наличие определенной организационной формы их объединения;

6) согласованность и учет основных интересов коллектива;

7) устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной контактности, ответственности и самоуправляемости.

Функции воинского коллектива:

1) профессиональная;

2) мобилизующая;

3) организующая;

4) воспитательная, чертами которой являются направленность, требовательность, самостоятельность, слаженность.

Наши рекомендации