Компоненты профессионального мастерства.

2. Основные направления формирования профессионального мастерства.

I

Подготовка специалиста представляет собой многогранный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает формирование профессионального мастерства. Психологическая модель профессионализма включает в себя:

1) профессиональную направленность;

2) морально-психологическую подготовленность;

3) профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала. Она характеризуется следующими особенностями: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и признанию в жизни.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценностипредставляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия профессионала.

Профессиональные потребности –испытываемая нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, нужда в творческом подходе.

Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам.

Профессиональная концепция как элемент профессиональной подготовки специалиста представляет собой многогранный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает формирование профессионального мастерства. Психологическая модель профессионализма включает в себя:

1) профессиональную направленность;

2) морально-психологическую подготовленность;

3) профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала. Она характеризуется следующими особенностями: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и признанию в жизни.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценностипредставляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия профессионала.

Профессиональные потребностипредставляют собой понимание:

1) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления ("образ деятельности");

2) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется работать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться ("образ среды и коллектива");

3) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности ("образ должности").

Профессиональные мотивы –конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней.

Морально-психологическая подготовленность профессионала включает:

1)моральные знания и убеждения;

2)навыки, умения, привычки высоконравственного поведения на работе;

3)профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего принятия моральных и эстетических норм;

4)особо значимые морально-психологические качества: справедливость, ответственность, коллективизм, общительность, внимание к людям, требовательность к себе, честность.

Профессионально-деловая подготовленность как важнейшее свойство личности профессионала также имеет свою структуру. Важнейшее место в ней занимает профессиональное мастерство – профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений.

Профессиональное знание –информация, ставшая достоянием сознания, в том числе памяти. Профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимает решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает результаты. Чем глубже и обстоятельнее его профессиональные знания, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше. Исторические тенденции изменений, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности.

У человека знания сохраняются в виде понятий, суждений, представлений, связей между ними и т. п. Приобретение знаний – это только начальный момент овладения практической деятельностью. За период обучения студенты овладевают многими разнообразными знаниями: профессиональными, техническими, математическими, экономическими, политологическими, психолого-педагогическими и др. Следует заметить, что к знаниям предъявляются определенные требования. Они должны быть широкими, прочными, глубокими и гибкими.

Психологической основой усвоения знаний, по определению академика П. И. Павлова, является условно-рефлекторный процесс образования временных нервных связей в различных отделах коры головного мозга в результате воздействия учебного материала.

Профессиональный навык – доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого-то профессионального действия. Свойства навыка –скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий.

Навыки – это автоматизированные компоненты профессиональной деятельности. Они освобождают сознание от "черновой работы", от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют профессионалу, автоматизированно выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внимание на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать.

Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует программа его выполнения, состоящая из физиологических и психологических связей,динамических стереотипов. По особенностямразличают сенсорные навыки (наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления особенностей собеседника),умственные(чтения карты, быстрой оценки обстановки, принятия решений, самоконтроля, соблюдения норм и положений,планирования),двигательные (уверенного выполнения двигательныхдвижений, владения инструментом) и комплексные (навыки общения, реагирования на опасную ситуацию, работы на компьютере).

По содержательно-функциональным особенностям различаются навыки работы с документами, со средствами связи, анализа обстановки и результатов действий, организационные, управленческие.

Навыки бывают простыми и сложными.Сложные навыки включают простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реализацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональное мастерство характеризуется владением преимущественно сложными навыками.

Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение – именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. В умении есть элементы автоматизма, но, в целом, оно осуществляется осознанно, а поэтому, в отличие от навыка, в нем всегда активно мышление.

Свойствами уменийявляются адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, темп, надежность. Различают начальные и сложные умения. Начальные умения –прямое практическое приложение знаний о том, что и как делать. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка, например: умения водить автомашину при любой дорожной обстановке, освобождать заложников, читать лекции. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.

Сложные умения включают в себя знания и навыки, но сами в автоматически выполняемый навык никогда не превращаются. Сложные профессиональные умения – венец профессионального мастерства. Не случайно на Руси подлинных мастеров издавна называют умельцами.

Еще одним компонентом профессионального мастерства является профессионально-психологическая подготовленность специалиста.

Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказании психологической помощи. Профессионально-психологическая подготовленность включает:

1) профессионально-психологические знания: конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью;

2) профессионально-психологические навыки и умения.Их три группы: аналитико-психологические – умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, обстановку; тактико-психологические –освоенные способы психологических действий, включаемые в процесс решения профессиональных задач и повышающие его успешность, т. е. умения составлять психологический портрет человека, психологически грамотно вести профессиональное наблюдение, предупреждать и преодолевать конфликты, оказывать правомерное психологическое воздействие; технико-психологические – умения пользоваться психологическими средствами в профессиональной работе (речевыми, неречевыми, поведенческими), т. е. умения психологически расчетливо подбирать слова и строить фразы, придавать нужное выражение лицу, позе, походке;

3) профессионально развитые познавательные и волевые качества;

4) профессионально-психологическая устойчивость – подготовленность к действиям в сложных и опасных условиях без снижения эффективности и их качества.

Психологические условия формирования профессионального мастерства можно разделить на две группы: частные и общие. К частным условиям формирования профессионального мастерства относится формирование у военнослужащих знаний, навыков и умений.

Формирование знаний. Поскольку знания представляют собой результат отражения явлений и предметов реального мира в сознании офицеров войск ГО, то процесс их усвоения связан с особенностями протекания психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Особое значение приобретает воображение, мышление и другие. Знания не могут быть усвоены глубоко и прочно, если они не применяются.

В связи с этим вся профессиональная подготовка должна тесно сочетаться с практическим применением знаний. Продуктивность и качество усвоения знаний студентами достигается не только хорошим изложением материала, но и организацией занятий.

Мощным средством активизации деятельности спасателей на занятиях выступает наглядность в обучении. В ходе рассказа в обязательном порядке следует использовать компьютерную и лазерную технику, тренажеры, технические средства обучения, действующие модели, разнообразные приборы, схемы, графики и т.д. На основе знаний формируются навыки и умения.

Формирование навыка. Русский физиолог И. П. Павлов установил, что при повторяющейся деятельности в коре головного мозга образуется системность нервных процессов (т. е. определенный привычный их рисунок), закрепляется система связи организма и среды, которую он назвал динамическим стереотипом. Он-то и является физиологической основой навыка.

Психологической основой навыка является способность психических процессов, т. е. ощущений, восприятия и памяти, накапливать поток информации, формировать представления, образы, понятия, а также умения и навыки. Навыки формируются под влиянием различных методов обучения, особенно упражнений, т. е. благодаря не простому механическому повторению действий, а их совершенствованию. Процесс формирования навыков имеет четыре этапа.

Первый этап – аналитико-синтетический. В ходе него уточняются составные части действия (анализ), а затем эти части объединяются в одно целое (синтез). Особенности этого этапа:

Ø в действиях еще много ошибок;

Ø лишняя напряженность в действиях;

Ø внимание сосредоточено больше на способах выполнения, чем на конечном результате.

Второй этап – совершенствование. Здесь недостатки первого этапа в основном исчезают, но все делается под контролем сознания, а, следовательно, не автоматически (большая напряженность в действиях).

Третий этап – автоматизация. Внимание направлено на достижение конечного результата. Прочно сложились зрительно-двигательные связи и мышечные ощущения. Характеризуя физиологические механизмы автоматизированных двигательных навыков, психолог П.А.Рудин отмечает, что они характеризуются: пониженным возбуждением в центрах, управляющих данными движениями и действиями; неучастием высших отделов коры головного мозга, с помощью которых осуществляется сознательный контроль за движениями; в результате эти движения не получают отражения во второй сигнальной системе, и человек не может рассказать, как совершал их (действия совершаются на основе мышечной чувствительности)1.

Четвертый этап – генерализация. Обобщение и включение навыка в реальную деятельность.

Навыки у спасателя формируются эффективнее на основе глубокого осмысливания того, что он делает. При этом ощутимый результат оказывает интерес к овладению действием, знание своих ошибок, а также своевременное одобрение и поощрение успехов.

Упражнения – основной путь формирования всякого навыка. Однако следует уяснить, что упражнение представляет собой не простое повторение действий, а их комплекс с усложнением и с усовершенствованием. Поэтому в процессе упражнений необходимы постоянный контроль за ходом выработки навыков, корректирование ошибок и учет результатов.

Психологическими факторами, влияющими на функционирование навыка, являются:

Ø понимание смысла совершаемого действия;

Ø осознание ответственности;

Ø отношение к деятельности,

Ø уверенность или неуверенность в своих силах;

Ø настроение и другие факторы.

Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, активности сознания человека, овладение обобщенными способами выполнения различных профессиональных задач в соответствии с лучшим образцом. Следовательно, для формирования умения нужен эталон действия.

Сравнение реальных действий с образцом, установление отношений и внесение поправок в процессе деятельности – необходимая предпосылка укрепления умения.

В качестве условий формирования профессионального мастерства у коллективов можно выделить следующие:

Ø кадровая расстановка спасателей по должностям и специальностям с учетом психологической совместимости;

Ø совершенствование навыков управления у руководителей;

Ø организованность и упорядоченность действий формирований и подразделений спасателей;

Ø устойчивость и гибкость, способность коллектива спасателей не снижать профессиональных качеств и выучки, использовать имеющуюся технику и спасательные средства в любых условиях.

Литература

1. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского.– М., 1986.

2. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 1. / Под ред. М. В. Гамезо. – М.:Просвещение,1982.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.,1973.

5. Рудин П. А. Психология. – М.,1955.


Наши рекомендации