Психические состояния личности в чрезвычайных ситуациях
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарском занятии
Основные факторы, влияющие на психические состояния личности.
Характеристика психических состояний личности и особенности их проявления.
Управление психическим состоянием личности.
Реферативные выступления
1. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема.
2. Психология неравновесных состояний.
Литература
1. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 137–140.
2. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. – Минск, 1999.
3. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – С. 110–127.
4. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – С. 132–149.
5. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – (Библиотека практической психологии). – С. 134–136.
Дополнительная литература
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984.
2. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть 1: Общая психология. Учебник. – М.,1996.
3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.
4. Психические состояния. Хрестоматия. – СПб., 2000.
Задания, методические указания обучаемым и материалы для анализа
при подготовке к семинару
I. Какие личностные характеристики влияют на состояние личности в экстремальных условиях? Аргументируйте свой ответ.
II. Психолог Лазарус для экспериментального исследования выбрал угрожающий фильм, «показывающий целую серию несчастных случаев на лесопильне: пальцы одного из операторов калечатся пилой; пальцы другого отрезаются циркулярной пилой; стоящий рядом с циркулярной пилой человек убивается куском дерева, отлетающим от пилы в результате небрежности оператора, причем кусок дерева проходит через грудь жертвы. Этот фильм был снят с целью повысить осторожность рабочих лесопилен... У большинства зрителей во время демонстрации этого фильма наблюдались три ясно выраженных момента стрессовых реакций... и аффективных нарушений. Для фильма были созданы два сопровождающих текста, построенных на принципах отрицания и интеллектуализации. В отрицающей версии текста указывалось, что события не являются реальными, а только имитируются актерами, что никто в действительности не был ранен, а фонтан крови на самом деле является красной жидкостью, выдавленной актером для того, чтобы создать иллюзию кровотечения. В интеллектуалистической версии текста события принимались за реальные, но зрителя просили занять беспристрастную позицию в отношении происходящего на экране и пронаблюдать, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает правила техники безопасности рабочим. В контрольных условиях кратко сообщалось, что в фильме будут показаны несчастные случаи на лесопильнях»[vi]. В ходе эксперимента регистрировалась сила аффективного переживания по изменению проводимости кожи.
Как, по Вашему мнению, распределится сила аффективного переживания в контрольной, «отрицающей» и «интеллектуалистической» экспериментальных сериях? Каким образом в процессе обучения можно эффективно противостоять разрушающему воздействию аффекта? В какой из трех экспериментальных серий обучение технике безопасности будет проходить эффективнее?
III. Изучите тестовые методики исследования психических состояний.
Исследование тревожности (опросник Спилбергера)
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, икак состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.