Назовите особенности основных эмпирических методов, изучив краткую их характеристику.
Применение метода эксперимента явилось своеобразным началом современной психологии, ставшей экспериментальной наукой. Широкое распространение и огромное влияние этого метода обусловлено рядом его особенностей:
1. В эксперименте произвольно вызывается нужный исследователю психический процесс, и нет необходимости ждать или искать случайных проявлений таких процессов.
2. Возможно планомерное изменение условий протекания и проявления изучаемого процесса, попеременное исключение воздействий отдельных факторов, т. е. установление действительных закономерностей исследуемого процесса, его связей и отношений.
3. Эксперимент позволяет осуществить последовательную математическую обработку результатов исследования, дать их аналитическое описание в целом.
Выделяют такие виды эксперимента: лабораторный, естественный, обучающий (или формирующий).
Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что он осуществляется в искусственной среде, в заранее заданной системе условий. Всякий лабораторный эксперимент – это всегда та или иная абстракция, модель жизненной ситуации и условий психической деятельности.
Естественный эксперимент проводится в привычных для испытуемого, т. е. реальных, условиях его деятельности, но экспериментальному воздействию (целенаправленному варьированию, контролю) подвергаются сами условия исследуемой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что сама организация и проведение естественного эксперимента представляют большую сложность, так как необходимо добиваться максимума естественности, с одной стороны, и нужной «экспериментальности» – с другой.
Одним из вариантов этого метода является психолого-педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения и воспитания, педагогически направленный и управляемый.
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент – это метод, исходящий из реализации генетического принципа исследования, когда в работе идет планомерное формирование требуемого психического процесса или свойства. Экспериментатор (или преподаватель) исходит из четкого знания того, что именно нужно сформировать, и организует строгую систему воздействий, обеспечивающих достижение цели. Это не «поперечный срез», дающий картину нынешнего состояния изучаемого явления, как во всяком констатирующем эксперименте. Это экспериментальное развитие до намеченного состояния.
Тест (проба, испытание, задача) есть ответвление экспериментального метода в направлении его стандартизации, coкращения и упрощения в соответствии с частными практическими задачами. Большинство тестов являются стандартизированными заданиями и предполагают стандартное решение или ответ. Но есть тесты и нестандартизированные (проективные), которые оставляют в ответе испытуемого определенное место для фантазии или творчества. Эти тесты направлены обычно на диагностику сложных личностных характеристик человека. Тест, как своеобразное орудие разведки, как измерительный инструмент, является важным методическим достижением психологии.
Одной из вариаций теста можно считать современный метод анкетирования и опросников. Вопросы должны строго соответствовать общей цели анкетирования, причем важна не только формулировка, но и сам порядок предъявления вопросов. Анкеты и опросники носят обычно разведывательный характер и не решают глубоких исследовательских задач. Правда, есть примеры удачного применения этого метода к анализу сложнейшей сферы личности — ее потребностей и мотивов деятельности.
Метод беседы также не вполне самостоятелен. Беседа имеет обычно вспомогательное значение для психологического исследования (дополняет наблюдение и эксперимент) и преследует строго определенные цели – изучение личности, ее мотивов, чувств, мышления, намерений, понимания стоящих задач. В ходе беседы человек объясняет другим людям особенности своего поведения и психического состояния в той или иной ситуации. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи.
Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения и одновременно «отделить» личные отношения от содержания беседы.
В истории психологии оставили заметный след два специальных вида беседы — психоаналитическая (в школе З. Фрейда) и клиническая (в школе Ж. Пиаже). Первая проводится в свободных для испытуемого (пациента) условиях и состоит в логическом выявлении неосознанно высказываемых фактов, травмирующих психику больного (комплексов). Вторая предполагает глубокий качественный анализ психических процессов личности, их развития и закономерностей за счет адекватной перестройки самой беседы по ходу исследования.
За последнее десятилетие довольно широкое распространение получила методика социометрии, применяемая в процессе решения некоторых социально-психологических задач. Методика построена на подсчете числа письменных выборов всеми членами группы того или иного индивида для предполагаемого совместного выполнения какой-либо стандартной деятельности. Так выделяются лидеры и изгои («отверженные»), строятся таблицы и графические их интерпретации (социограммы). Психологическое истолкование социометрической методики должно осуществляться в соответствии с общей методологией социально-психологического исследования, с учетом того, что отношения индивидов в группах и коллективах опосредованы их деятельностью.
Метод наблюдения — это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа и истолкования. Данные наблюдения непременно фиксируются в ряде дневниковых записей, карточек, магнитофонных записей, фотографий и т. п. В современной психологии этот метод значительно усовершенствован за счет технических средств и ряда междисциплинарных методик. Его отличает богатство собираемых психологических фактов, отнесенных к естественным условиям деятельности. Но в целом, по сравнению с экспериментом, наблюдение остается составной частью других методов и вспомогательным методом психологии, поскольку в нем невозможно строгое отделение случайного (эмпирического) от закономерного (научно-понятийного). А по отношению к сложным психическим процессам и состояниям (например, эмоциональным) наблюдение, как таковое, бессильно.
Для того чтобы наблюдение стало методом научного исследования, оно должно отвечать следующим требованиям.
1) Наличие четкой целевой установки, направленности наблюдения. Ведь «мы находим лишь то, что ищем», т. е. не можем зафиксировать того, к чему не подготовлены, чего так или иначе не понимаем. Понятие цели наблюдения упорядочивает многообразие проявлений его объекта.
2) Систематичность, т. е. наличие плана, схемы, протокола наблюдения. Сюда же относится обеспечение максимально возможного единообразия условий.
3) Полнота и избирательность одновременно. Трудно следить сразу за всем поведением испытуемого, но надо не пропустить каких-либо неявных, но важных проявлений исследуемого процесса.
4) Результаты наблюдения не должны состоять в простой констатации фактов. Необходимо формулирование научной гипотезы, переход от описания к объяснению, к психологическому истолкованию исследуемого.
Выделяют два вида наблюдений: внутренние (самонаблюдение, интроспекция) и внешние (объективные).
Самонаблюдение, или наблюдение и описание собственных психических процессов и состояний, требует обычно специальной тренировки испытуемого. Этот метод нужно понимать как дополнительный, проверяемый другими методами. Самоотчет и мнение испытуемого может дать исследователю много интересного, поставить новые вопросы, а иногда направить и весь ход исследования.
Внешнее наблюдение — это, по сути, попытка раскрыть внутреннее психическое содержание деятельности по внешней картине поведения.
Наблюдение, как правило, дополняется хронометрированием, фото- и киносъемкой, различными измерениями.
Вариацией метода наблюдений можно считать анализ продуктов деятельности. Такой анализ требует четкой системы noказателей и оценок, он должен исходить из рассмотрения конкретной личности в конкретных социальных условиях.
Моделирование как метод психологии обнаруживает теснейшую связь не только с изменением представлений о предмете науки, но и с уровнем развития науки и техники в целом. В широком понимании моделирования его видом можно считать метод эксперимента. В более узкой (и привычной) трактовке — это построение модели какого-то психического свойства, процесса и т. п. Любая модель есть следствие анализа объекта-оригинала, абстрагирования его свойств с целью более глубокого и направленного изучения определенных его сторон (основываясь, например, на принципе аналогии). Модели могут быть структурными и функциональными, физическими и кибернетическими, логическими и математическими и т. д. Для всякой модели важно учитывать степень ее приближения к исследуемой области действительности, направление и меру возможных потерь информации об объекте моделирования в целом.
Несколько особо в системе методов располагается так называемый близнецовый метод. Длительные наблюдения за однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами при варьировании условий их жизни и воспитания помогают в исследовании вопросов о роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.