Дайте краткую характеристику основных течений управленческой мысли как филиацию идей (4-е тыс.до н.э. €

Ø сер. 4 тыс.до н.э. – в древнеегипетском обществе наметились контуры сословных прослоек и классов, что привело к появлению первых государств как регуляторов отношений между новыми социальными группами. С появлением письменности и гос-в осмысление управленческой деятельности стало приобретать все более системный характер. Большую часть времени упр-ая мысль развивалась в виде 2-3 одновременно сосуществующих течений, обслуживающих гос-ое, храмовое и частное хоз-во.

Ø модель управления полицейским гос-м (Платон, Хан Фэй-цзы, Ю.Крижанич, Гр.Котошихин, И.Посошков; период 4000 до н.э. - конец XVIII в.; Теоретическая база:

§ теория естественного права (Др. Китай)

§ учение эвдемонизма или учение о счастье (Др.Греция)

Цели государства - «общее благо, счастье и совершенствование общества».

Цели управления – благополучие и безопасность граждан

Методы управления – детализированная государственная регламентация и стандартизация общественной и частной жизни граждан).

Ø модель управления правовым гос-м (конец XVIII в. – вт. пол. XIX в.; Г.Берг, Э.Вебер, Х.Лотц, Р.Молль, М.М.Сперанский, И.И.Платонов, Н.Н.Рождественский, В.Н.Лешков, Л.Штейн; Теоретическая база:

o учение И.Канта о государстве как союзе под юридическими нормами;

o учение об общественном договоре Ж.Ж.Руссо;

o обоснованное Т.Гоббсом, учение идеологов буржуазной политэкономии Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, представителей манчестерской школы политэкономии;

o теория разделения властей Д.Локка и Ш.Монтескье.

В правовом гос-ве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство в частную жизнь индивидуумов

модель управления культурным гос-м (вт. пол. XIX в. – начало XX в.; Л.Гумплович, В.А.Гольцев, В.Ф.Левитский, М.М.Ковалевский. Теоретическая база:

o исторические школы политической экономии и права, которые призывали к учету в науке влияния специфики и особенностей нац-ых культур, нравов, обычаев, форм правления, законодательств, обусловливающих своеобразие исторической судьбы развития определенного народа.

Ø национальные концепции управления частным капиталистическим хоз-вом (вторая половина XVIII в.-XX в.; труды ученых В.Петти, П.Буагильбера, Ф.Кенэ, А.Смита были посвящены пролемам управления нац-ми экономиками и организации труда на нац-ых предприятих; Ч.Бэббидж, Э.Юр

Ø научный менеджмент (первые годы XX в.; автор: Для разработки этих методов Тейлор провел ряд экспериментов; лучший менеджмент – это наука, основанная на строго определенных законах, правилах и принципах, менеджмент как наука при правильном применении позволяет повысить производительность труда рабочих, максимизировать как «прибыль для предпринимателя», так и доход рабочи);

Ø функции управления (1916 г.; автор: А.Файоль; он сформулировал инвариантные функции управления любым объектом, субъектные функции управления, не зависящие от объекта, - это прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль);

Ø «школа человеческих отношений» (20-е гг. в США; авторы: Э.Мэйо, Ф.Ретлисбергер; принцип: высокая производительность труда объяснялась социальными условиями, в которых находятся работники, человеческими отношениями в организации).

Ø системный подход к управлению (40-60-е гг.; появление синтетических учений – школа социальных систем, социотехнических систем, новая школа, исследование операций, ситуационный подход);

18) В чем методологические основы и каково содержание концепции управления в полицейском государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.

(из лекции)

I этап – (период 4000 до н.э. - конец XVIII в.). От древнегреческого понятия “aietilop”, означавшего искусство управления хозяйством полисов (городов)

Теоретическая база:

§ теория естественного права (Др. Китай)

§ учение эвдемонизма или учение о счастье (Др.Греция)

Цели государства - «общее благо, счастье и совершенствование общества».

Цели управления – благополучие и безопасность граждан

Методы управления – детализированная государственная регламентация и стандартизация общественной и частной жизни граждан.

Критерии эффективности управления:

Ø психологические - удовлетворение потребностей;

Ø правовые - сохранение правопорядка в обществе;

Ø экономические - эффективность общественного производства, рациональность организации производства;

Ø политические – уровень и масштаб обладания властью;

Ø социальные - сбалансированность сословий и классов в обществе;

В Др.Греции: Платон.

В Др.Китае: Хан Фэй-цзы.

В России: Ю.Крижанич, Гр.Котошихин, И.Посошков.

19) В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в правовом государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах. (с.53, 54)

II этап – (конец XVIII в. – вт. пол. XIX в.). В противопоставление полицейской модели управления появилась новая концепция правового государства. В качестве основного средства борьбы против полицейского государства было выбрано внеклассовое «догматическое право», которому должно подчиняться государство и которое гарантировало бы полную свободу личности от произвола администрации. В правовом гос-ве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство в частную жизнь индивидуумов.

Теоретическая база:

v учение И.Канта о государстве как союзе под юридическими нормами;

v учение об общественном договоре Ж.Ж.Руссо;

v обоснованное Т.Гоббсом, учение идеологов буржуазной политэкономии Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, представителей манчестерской школы политэкономии;

v теория разделения властей Д.Локка и Ш.Монтескье.

В Европе: Г.Берг, Э.Вебер, Х.Лотц, Р.Молль.

В России: М.М.Сперанский, И.И.Платонов, Н.Н.Рождественский, В.Н.Лешков.

В Германии: Л.Штейн («Учение об управлении», 7 томов).

20) В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в культурном государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах. (с.55, 56)

III этап – (вт. пол. XIX в. – начало XX в.). Идеологи нового направления – Л.Гумплович, В.А.Гольцев, В.Ф.Левитский, М.М.Ковалевский – объясняли это явление тем, что даже правовое гос-во не удовлетворяло новые запросы и нужды граждан гос-ва.

Теоретическая база:

o исторические школы политической экономии и права, которые призывали к учету в науке влияния специфики и особенностей нац-ых культур, нравов, обычаев, форм правления, законодательств, обусловливающих своеобразие исторической судьбы развития определенного народа.

В рамках первой исторической школы развивалась прикладная экономия. Приверженцы этой концепции задачу культурного гос-ва видели в «смягчении грубой борьбы за существование путем проведения в строй общественных отношений начал этики и справедливости, наряду с деятельной ролью в этом направлении личной и общественной самодеятельности».

21) Назовите главные научные школы и теории управления ХХ в., их содержание и основных разработчиков.

§ научный менеджмент (первые годы XX в.; автор: Ф.Тейлор; «научность» в его работах выражалась в тех методах, которые были им разработаны и предложены для изучения производственной и управленческой деятельности на промышленных предприятиях США. Для разработки этих методов Тейлор провел ряд экспериментов, с помощью которых попытался доказать, что лучший менеджмент – это наука, основанная на строго определенных законах, правилах и принципах, менеджмент как наука при правильном применении позволяет повысить производительность труда рабочих, максимизировать как «прибыль для предпринимателя», так и доход рабочих. Недостаток теории: человек присутствовал в такой же неодушевленной форме, как и другие ресурсы);

§ функции управления (1916 г.; автор: А.Файоль; он сформулировал инвариантные функции управления любым объектом, субъектные функции управления, не зависящие от объекта, - это прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль);

§ «школа человеческих отношений» (20-е гг. в США; авторы: Э.Мэйо, Ф.Ретлисбергер; принцип: высокая производительность труда объяснялась социальными условиями, в которых находятся работники, человеческими отношениями в организации. То есть деловая организация – нечто большее, чем просто экономические институты, она представляет собой социальную организационную структуру, состоящую из человеческих личностей).

§ системный подход к управлению (40-60-е гг.; появление синтетических учений – школа социальных систем, социотехнических систем, новая школа, исследование операций, ситуационный подход);

§ в результате наступил бум управленческих исследований – аспектных, региональных, страновых, отраслевых, элементных, процессных.

Глава №5 (нет 11):

Наши рекомендации