Экологическое воспитание дошкольников
В предметное окружение ребенка—дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными и т. д. – это естественный процесс познания окружающего мира. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым – экологическим – взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.
Экологическое мировоззрение – это результат образования; его становление происходит постепенно, в течение многих лет жизни. Начало же этого процесса приходится на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания у маленького человека.
Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое, что необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду?
Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет 5 существенно между собой различающихся позиций в определении «экология». Так, значимым является определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Биоэкология имеет 3 раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Учитывая специфику дошкольного возраста, особенности психического и личностного развития детей, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
В дошкольном детстве преобладают наглядно—действенная и наглядно—образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Самым подходящим является раздел аутэкологии – дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель – показать это взаимодействие, и прослеживает с дошкольниками, что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания.
Следующее важное понятие из раздела аутэкологии – морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания – по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и в целом знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятно. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно—образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредоточивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.
Конкретизацией первого понятия является понятие сферы обитания. Любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством адаптации к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Например: белка – лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и другие, которые способна удовлетворить только в своей среде обитания – смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки – это:
– твердый субстрат деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;
– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;
– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее);
– другие животные леса, среди которых и хищники – враги белки;
– сезонно меняющиеся температурные условия.
Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:
– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;
– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;
– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;
– острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;
– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.
Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.
Подобное экологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период, в результате к 6–7 годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания.
Из второго раздела биоэкологии – демэкологии – в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие—либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным.
Третий раздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников.
Главное понятие синэкологии – экосистема – это сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно—следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем:
– микроэкосистемы (например, трухлявый пень);
– мезоэкосистемы (лес, пруд, луг);
– макроэкосистемы (океан, континент).
Несомненно, что, гуляя со взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.
Подчиненным понятию «экосистема» является понятие «цепь питания», которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества).
Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее нарушения равновесия, его колебания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно—климатические колебания, интродукции (появление и распространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина – быстрый рост численности населения планеты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезно поколебали глобальное равновесие биосферы.
Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков резко увеличивает количество растительноядных животных, в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема.
Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь звеньев в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» – сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.
Итак, названные понятия биоэкологии, адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики – экологического воспитания дошкольников.
В построении педагогического процесса могут быть использованы не только понятия, но и некоторые экологические закономерности, или явления закономерного характера, существующие в природе. Критериями отбора этих закономерностей, как и отбора понятий и фактического материала, становятся их доступность детям и возможность их познания. Можно выделить три области закономерных явлений.
1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных в среде обитания. Она проявляется в любых видах растительного и животного мира и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога – показать ее на примере тех живых существ, которые имеются рядом с дошкольниками. Например, знакомя детей с белкой, воспитатель раскрывает перед ними ее приспособленность в сферах передвижения, питания, защиты от врагов, выращивания потомства, демонстрирует приспособленность образа жизни зверька в разные сезоны.
Воспитатель также показывает приспособленность древесных и травянистых растений, произрастающих на участке детского сада, к сезонно меняющимся условиям жизни. Аквариум с водными обитателями, зимующие птицы, комнатные растения – все это объекты, позволяющие продемонстрировать обозначенную закономерность, центром которой является отдельно взятое живое существо.
2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве, – это закономерное явление, повсеместно существующее в природе и называющееся «конвергенция». Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников, поскольку опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно—образному мышлению детей.
С помощью этой закономерности у них можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания. Например, в группу летающих (или наземно—воздушных) животных, которых могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигаться в воздушной среде, и лапки для передвижения по земле.
Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков: вытянутое, малорасчлененное тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и прочее. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, лягушек, уток, живущих в водно—прибрежном пространстве какого—либо пруда или озера.
Познание детьми конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволяет упорядочить их знания и представления о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут изучать научные основы экологии в школе.
3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе индивидуального развития воспитатель вместе с детьми может пронаблюдать при выращивании самых разных растений (цветов, комнатных растений, овощных культур); нередко у декоративных птиц, хомячков и других животных, которых содержат в уголках природы, при появлении потомства.
Дошкольникам можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по—разному связан со средой обитания. Например, на первоначальной стадии развитие зародыша птицы происходит за счет питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое дают сидящая на яйцах самка или инкубатор. Когда птенец появляется на свет (т. е. на следующей стадии своего развития), основную средообразующую функцию выполняют его родители: они обогревают, кормят, защищают потомство, т. е. являются главным фактором, обеспечивающим его выживание.
Итак, целый ряд понятий биоэкологии и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.
Помимо обозначенных явлений, в методику можно ввести факты, отражающие связь человека (как представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздуха, тепла, воды, пищи и др.). Этот материал имеет прямое отношение к экологии человека, социальной экологии. Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.
1. Концепция экологического воспитания
Концепция – это система взглядов на какое—либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции – новые документы, появляющиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют его задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 г. была создана первая «Концепция воспитания детей дошкольного возраста», провозгласившая новый – личностно ориентированный – подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников – это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Она позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
2. Сущность и содержание экологического воспитания
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 1980–1990–х гг. и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно—следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, а также функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой.
Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека, – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания лежат адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем в соответствии с «Концепцией общего среднего экологического образования» успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с «Концепцией дошкольного воспитания», которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка, а именно – стремлением заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно—правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно—природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – это цели создания и реализации воспитательно—образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
– создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
– создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
– систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
– осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
– выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого—педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
– связь растительных и животных организмов со средой обитания, приспособленность к ней. Связь со средой в процессе роста и развития;
– многообразие живых организмов, их экологическое единство. Сообщества живых организмов;
– человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
– использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды. Охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиции – это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенность жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды, на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства в многообразие форм живой природы – дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет выработать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
3. «Отношение» – конечный результат экологического воспитания
Передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в ней элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компоненты.
Преобладание познавательного аспекта в отношении – это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности – показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– сюжетно—ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и другое);
– создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– экспериментирование, т. е. практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
– обмен информацией, впечатлениями, уточнением представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ их действий позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
4. Воспитатель – носитель экологической культуры
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности:
– продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры;
– понимание экологических проблем и причин, их порождающих;
– уровень гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, действенная готовность изменить ее;
– профессионализм и педагогическое мастерство, т. е. владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
– общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания, т. е. создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных проблем нашей планеты, экологических проблем своей страны и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно условно выделить методы, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.
«Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ» – главный в экологическом воспитании детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада дает возможность организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.
Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация длительных наблюдений (циклов) – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Наблюдение – это главный способ формирования у дошкольников конкретных представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.
«Метод отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, – все это позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников.
Вариантами «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми. Один из них – «словесно—литературный метод», выделенный в самостоятельный в силу большой специфики речевой деятельности.
Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, а в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания – проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.
Методы лишь условно разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе – в рамках той или иной конкретной технологии. Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, позволяет ему постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.
Экологическая культура воспитателя (специалиста дошкольного воспитания) приобретает массовый характер при условии перестройки системы образования в педколледжах (педучилищах) и пединститутах. Изменение должно затронуть прежде всего основной предмет – методику ознакомления детей с природой: необходимось ее преобразования в методику экологического воспитания. В рамках нового курса студенты педколледжа (педучилища) должны освоить основы экологии (специально разработанный для воспитателей практический курс) и, соответственно, методику экологического воспитания дошкольников.
Широта экологической культуры позволит специалисту с высшим образованием на должном уровне реализовать практику методической преподавательской, исследовательской или организаторско—управленческой деятельности.
5. Влияние экологического воспитания на развитие личности
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Технология – это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год; это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, различающихся между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, обязательно реализующим ведущие идеи программы.
Общая направленность технологий как система эколого—педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:
– ориентировке на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;
– организации регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально—доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изодеятельность, игра, конструирование);
– широком использовании специально подобранной детской художественно—познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности;
– углубленном знакомстве детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к ней, глубокого ее познания и творческого отражения;
– совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создании и использовании самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
– систематическом ознакомлении детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивании в зимне—весенний период овощных и цветочных культур, регулярном наблюдении за ростом растений; отражении различных наблюдений в календарях природы;
– регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого—педагогических мероприятий во всех группах;
– оптимальном соотношении и сочетании педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющим детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами на природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Особенностью любой технологии является планирование: мероприятия намечаются на весь год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех