Показатели интеллектуальной одаренности

Одаренные дети отличаются:

– остротой мышления;

– высокой наблюдательностью;

– хорошей памятью (объем памяти, длительность сохранения, быстрота и точность воспроизведения, систематизация регуляции);

– умением излагать мысли, способностью к практическому приложению памяти и к решению задач.

Академическая одаренность– одаренность в сфере обучения, овладения учебными знаниями и умениями. Если ребенок проявляет академическую одаренность в области чтения, то ее можно оценить по следующим показателям.

1. Ребенок часто выбирает в качестве занятия чтение.

2. Имеет богатый и активный словарь.

3. Использует в речи достаточно сложные синтаксические структуры.

4. Подолгу сохраняет внимание в процессе чтения.

5. Проявляет большой интерес к написанию имен, букв, слов.

6. Хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Показатели одаренности в изучении математики

1. Ребенок проявляет устойчивый интерес к занятиям, связанным с вычислениями, измерениями, взвешиваниями и упорядочением предметов.

2. Проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. У него проявляется способность к восприятию и запоминанию различных математических символов.

3. Он легко производит операции, требующие внимания и мышления, достаточно быстро и успешно использует средства для вычисления.

4. Имеет прикладные математические знания к другим видам деятельности.

Показатели одаренности в естествознании

1. Ребенок проявляет интерес к природным объектам и явлениям.

2. Любит задавать вопросы о характере и происхождении объектов и явлений.

3. Проявляет интерес к опытам и экспериментам с природными материалами.

4. Наблюдается склонность к классификации природных явлений.

5. Ребенок достаточно легко и правильно оперирует абстрактными знаками.

Показатели одаренности в творчестве

1. Ребенок выполняет деятельность по своему, а не по задуманному образцу.

2. Очень изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, использовании материалов и идей.

3. Способен к оригинальным движениям, стремлению к точности, завершенности любого вида деятельности.

Показатели одаренности в лидерстве

1. Дети, одаренные в этой сфере, легче приспосабливаются к новым ситуациям и видам деятельности.

2. Другие дети предпочитают выбирать их в качестве партнеров.

3. Дети сохраняют уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

4. Легко общаются с другими детьми, со взрослыми. Проявляют инициативу в деятельности.

5. Умеют брать ответственность на себя.

6. Проявляется тенденция к руководству деятельностью других детей.

Показатели одаренности в изобразительной деятельности

1. Интерес детей к визуальной информации.

2. Ребенок способен запомнить увиденное в мельчайших деталях, много времени проводит за занятиями лепкой и рисованием.

3. Оригинально использует средства художественной выразительности.

4. Экспериментирует с материалами, предназначенными для изобразительного искусства и лепки;

5. Работы отличаются хорошей композицией, конструкцией, формой и цветом, оригинальны и разнообразны.

Показатели одаренности к музыке

1. Высокий уровень интереса к музыкальным занятиям.

2. Чуткая реакция на характер и настроение музыкального произведения.

3. Ребенок может легко воспроизвести услышанное, ритмичность части произведения, узнает знакомые мелодии по звукам.

4. С удовольствием выпевает или сопровождает музыку ритмическими движениями.

5. Легко определяет высоту звуков.

Одаренность в двигательной деятельности

1. Ребенок проявляет интерес к занятиям, требующим тонкой и точной моторики.

2. У детей хорошо развита зрительная моторная координация.

3. Проявляется любовь к выполнению разнообразных движений. В своей деятельности дети используют широкий диапазон своих движений.

4. Появляется хорошее чувство движения, умение маневрировать.

5. Проявляются физическая сила и выносливость значительно более высокого уровня, чем у сверстников.

6. Проявляется высокий по сравнению с другими детьми уровень развития основных двигательных навыков.

Все перечисленные показатели относятся к специальным. Кроме специальных показателей, исследователи предлагают общие показатели одаренности, которые могут проявляться наряду со специальными.

Общие показатели

Одаренные дети, как правило, легче учатся и быстрее усваивают материал. Период концентрации внимания у них длиннее. Как правило, у них более значительный словарный запас и они активно используют его в общении. Легче решают математические и другие задачи, более расположены к абстрактному мышлению. Одаренные дети не склонны к конформизму. Расположенные к соревновательности, они отличаются независимостью. Отмечается более высокий уровень любознательности. Они чутки к настроению окружающих. Обладают чувством юмора, острее реагируют на несправедливость.

Из исследований, проведенных по проблеме одаренности, вытекает, что более или менее эффективно ее можно диагностировать к 5 годам. Но американские ученые предлагают начинать выявлять одаренность детей с 2 лет.

Сложностью проблемы в выявлении одаренности является то, что в дошкольном и младшем школьном возрасте дети стремятся быть как все.

Ученые и педагоги—практики утверждают, что работа с одаренными детьми должна осуществляться по специальным образовательным программам. В зарубежной и отечественной педагогике имеются исследования, которые основываются на изучении этих программ. По мнению исследователей, программы должны обеспечивать формирование и развитие следующих интеллектуальных сторон (качеств) личности ребенка:

1) овладение большим запасом информации;

2) обеспечение богатого и активного словарного запаса;

3) формирование умений переносить усвоенные знания в другие ситуации;

4) установление причинно—следственных связей;

5) умение делать выводы по организации информации;

6) интегрирование и обобщение информации;

7) умение чувствовать противоречия;

8) умение рассуждать;

9) рассуждение по анализу ситуации;

10) построение гипотезы;

11) предвидение результата последствия деятельности (стратегическое мышление);

12) применение знаний на практике;

13) способности к преобразованию, развитие критического мышления;

14) стимулирование высокого уровня преобразования.

Требования к программам, направленным на соблюдение обеспечивающего развития у одаренных детей творческих способностей.

1. Развитие гибкости мышления и поведения.

2. Развитие быстроты, динамичности мышления.

3. Развитие воображения.

4. Развитие интуиции.

5. Развитие оригинального мышления.

6. Формирование высоких эстетических ценностей.

Программы должны обеспечивать формирование и развитие нравственных и эмоциональных качеств:

1) адекватность самооценки;

2) уважение к окружающим;

3) эмпатическое отношение к окружающему;

4) терпимость и толерантность к окружающим;

5) расположенность к самоанализу (рефлексия);

6) адекватное отношение к критике;

7) независимость мышления и поведения;

8) уверенность в себе;

9) настойчивость и целеустремленность в деятельности;

10) чувство юмора;

11) отсутствие нетерпения в ожидании награды.

В отечественной педагогике имеются попытки создания образовательных программ, предназначенных для работы с одаренными детьми. Первой стала программа «Развитие одаренного ребенка» (5–7 лет, создана коллективом под руководством Леонида Абрамовича Венгера). Цель программы – интеллектуальное развитие. Помимо требований к программам, американские исследователи определяют ряд требований к педагогам, работающим с одаренными детьми. Они должны обладать:

– высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругом интересов и умений;

– умением выявлять психические особенности одаренных детей;

– быть доброжелательными и чуткими;

– иметь живой и активный характер;

– проявлять гибкость в мышлении и действии, быть готовыми к пересмотру взглядов и самосовершенствованию;

– чувством юмора, без склонности к сарказму.

Домашнее задание

1. Выберите специальные показания и предложите методы диагностики, с помощью которых можно выявить показатели одаренности.

2. Какое содержание вы вкладываете в понятия «живой и активный характер ребенка», «гибкость в мышлении, действиях»?

3. Сравните программы «Развитие» и «Одаренный ребенок» Венгера.

4. По каким направлениям осуществляются дифференциация и индивидуальное образование процесса в ДУ?

5. Чем отличаются понятия «дифференцированное» и «индивидуальное»?

6. Какие методы, средства и формы дифференциации и индивидуальности вам известны?

7. Как определяется понятие «одаренность»?

8. В каком возрасте можно выявить одаренного ребенка?

9. Какие виды одаренности выделяют исследователи?

10. Приведите пример показателей одного из видов одаренности.

Сравнительный анализ разделов «Ознакомление с природой» в программах «Развитие» и «Развитие: одаренный ребенок».

«Развитие: одаренный ребенок»

Ознакомление детей с явлениями живой и неживой природы на занятиях и в других видах деятельности.

Цель занятия: уточнить, расширить и систематизировать знания детей о природе с помощью специальных условных обозначений. Знания о природе даются соответственно временам года. Для этого используется круговая диаграмма, на секторе которой наносятся символы, изображающие времена года и их изменения. Программа ознакомления с природой делится на 5 разделов. Первый раздел предполагает усвоение детьми знаний о характерных особенностях каждого сезона. У детей формируется представление о повторяемости изменений от сезона к сезону. Остальные 4 раздела знакомят детей с конкретными изменениями в каждом сезоне. Создатели программы предлагают использовать природный материал, репродукции художественных картин, литературные и музыкальные произведения о природе. На занятиях и вне их рекомендуется использовать наблюдения за жизнью животных и растений, за сезонными изменениями. В старшей группе дети знакомятся с влиянием факторов внешней среды на жизнь животных и растений.

Предполагается знакомство детей с понятиями «экосистема» и формирование умений по выделению взаимосвязей в этой системе.

Раздел направлен на формирование у детей бережного отношения к природе. Занятие проводится 1 раз в 2 недели, продолжительностью 25–30 мин.

Символы

Авторы программы отмечают, что более одаренные в интеллектуальном отношении дети имеют больший багаж знаний о природе своего региона и других регионов страны. В связи с этим принципом раскрываются связи и зависимость между живой и неживой природой: климатом, почвой, растительным и животным миром. Такой подход отвечает главной цели – развитию интеллектуальных способностей ребенка. Для реализации этой цели авторы предлагают 3 раздела.

1. Посвященный ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся различать живую и неживую природу, отличать признаки живой природы, при этом используют метод классификации.

2. Дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость строения частей от факторов среды. Детям предлагают придумать условные обозначения частей растения.

3. Ведется ознакомление детей с природными поясами Земли, их климатом и животным миром. Второй и третий разделы дополняют контрольные занятия творческим заданием: придумать несуществующий мир по заданным природным условиям. Раздел дополняется подразделом – «Ознакомление с элементарными физическими явлениями». Он дает развитие представлений о таких понятиях, как сила, движение и покой, инертная масса, равновесие. Дети знакомятся с принципами действия рычага, блока, магнитных явлений. В программе предлагаются средства и некоторые приемы, способствующие формированию этих понятий.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ШКОЛЫ

Преемственность между детскими и школьными учреждениями ведет к подготовленности детей к школе и обеспечению такого уровня их общего развития, который соответствует требованиям и условиям школьного обучения. Преемственность также означает активное использование в условиях школьного обучения тех качеств личности, знаний, умений и навыков, которые ребенок приобрел в ДУ.

Готовность к школьному обучению обусловлена наличием комплекса личностных качеств, которые позволяют ребенку сравнительно легко и безболезненно включиться в образовательный процесс школы. В исследованиях по этой проблеме различают разные виды готовности. Мы остановимся на характеристике одного подхода, в котором выделяются физическая и физиологическая готовность, психическая, социальная и специальная или педагогическая.

Физическая и физиологическая готовность предполагает, что дети имеют соответствующие возрасту показатели физического развития и состояния здоровья.

Психическая готовность предполагает такой уровень развития внимания, памяти, мышления, воли, который дает возможность достаточно успешно осуществлять учебную деятельность в условиях школы. Особенно важным показателем является уровень развития воли, его называют произвольностью в поведении. Кроме того, психическая готовность обусловливает познавательную активность детей, наличие интереса к учению, положительное отношение к школе.

Социальную готовность можно назвать готовностью к реализации новой социальной роли – ученика. Для выполнения этой роли у ребенка должны быть сформированы: дисциплинированность, чувство ответственности, умение подчиняться требованиям, взаимодействовать с другими в разных видах деятельности, готовность к деловому взаимоотношению с другими.

Педагогическая готовность – это усвоение детьми комплекса знаний и умений, которые являются базой для изучения школьных предметов: родного языка, математики, чтения и др.

Кроме того, индивидуальная готовность – это толерантность к некоторым методам и формам школьного обучения. Осуществляя подготовку детей к школе, и воспитатель ДУ, и учитель в школе должны помнить о том, что мальчики и девочки по—разному относятся к переходу в школьную жизнь. Девочки более четко воспринимают задания учителя. Мальчики осознаннее относятся к мнению взрослого человека о себе.

ДУ больше работают над проблемой преемственности, чем школа. Это доказывается тем, что во всех без исключения образовательных программах одна из групп старшего дошкольного возраста получает название «подготовительная». В самом названии подчеркивается цель работы с детьми на этом возрастном этапе. В последние годы появился новый тип образовательного учреждения (ОУ) – «детский сад/школа». В этом ОУ одной из главных задач является осуществление преемственности между дошкольным и школьным образованием. Вместе с тем следует помнить, что после окончания детьми таких учреждений нередко возникает сложность с их адаптацией к школе. Дети приходят в школу в трудном возрасте (10–11 лет), кроме того, переходят из I ступени школы во II ступень, и этот переход связан с определенными трудностями.

Сейчас есть попытки объединения дошкольного и начального школьного образования на методологическом уровне. Появился новый методический журнал «Обруч», который рассматривает проблему преемственности дошкольного и начального образования. В настоящее время начальную школу посещают около 50 % детей, остальные дети не готовятся систематически и направленно к школьному обучению.

«Развитие»

«Развитие: одаренный ребенок»

Развитие элементарных математических представлений (старшая группа)

Программа развития элементарных математических представлений включает следующие основные задачи:

– развитие представлений о количественных отношениях;

– развитие представлений о числе как отдельности;

– развитие представлений о числе как отношении;

– развитие представлений о числовом ряде и закономерностях образования чисел числового ряда.

Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, а также о закономерностях образования чисел числового ряда происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

В старшей группе продолжается обучение детей построению предметных моделей, основанных на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения. Модели этого типа вводятся в обучение раньше других, так как они позволяют производить замещение предметов путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.

На II этапе в качестве модели количественных отношений используются счеты. В заданиях этих типов замещение предметов косточками счетов дети должны производить на глаз.

На III этапе в качестве модели количественных отношений используется графическая модель в виде 2 рядов значков, вычеркиваемых по принципу взаимно однозначного соответствия.

На IV этапе обучения в качестве модели используется ось с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей увеличение. При этом на оси вычерчиваются единичные отрезки и дугами обозначаются сравнительные количества предметов (мерок).

V этап обучения проводится как без применения моделей, так и с использованием предметных и графических моделей типа «кругов Эйлера».

Программа развития элементарных математических представлений у умственно одаренных детей включает следующие задачи:

– развитие представлений о количественных отношениях;

– =xx=xx=xx– о числе как отдельности;

– xx—xx—xx– о числе как отношении;

– xx—xx– о числовом ряде и закономерностях образования чисел в нем.

Развитие представлений происходит на основе построения и использования детьми различных наглядных моделей.

Обучение детей моделированию начинается с использования предметных моделей, построенных на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такие модели дают детям возможность наглядно представить количественные отношения.

Модели этого типа вводятся в обучение раньше других, так как они позволяют производить замещение.

Наши рекомендации