Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
Чувства (эмоции в широком смысле слова) - это переживаемые в различный форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. В узком смысле слова под эмоцией понимают непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Например, эмоцией является не чувство любви к музыке, а состояние восхищения, наслаждения, которое переживает человек, слушая музыку. В случаях, когда эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими. В других случаях эмоции (астенические) характеризуются пассивностью, переживание чувств расслабляет человека (в таких случаях говорят, что от страха у него «подкосились ноги»).
Настроение- это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Чувства восхищения, удачи, юмора, неуверенности, робости, тоски, скуки превращаются в общий фон психических состояний человека и создают благоприятную почву для возникновения одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других. Создание в коллективе класса бодрого, делового, временами более серьезного, временами более веселого настроения - важное условие продуктивной учебной деятельности.
Аффектами называют эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности организма. Многие чувства могут протекать в аффективной форме. Например, наблюдаются случаи аффективного восторга у театральных зрителей или в ликующей толпе. В художественной литературе были неоднократно описаны аффективные переживания «безумной» любви; даже научные открытия после многолетних упорных исканий истины иногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости. Сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, и не только взрослый, но и ребенок. На дальнейших стадиях человек нередко утрачивает волевой контроль, совершает безотчетные движения и безрассудные действия. У людей с более или менее здоровой нервной системой эти стадии наблюдаются в связи с безответственной распущенностью или опьянением: такой человек не столько приходит в состояние тяжелого аффекта, сколько позволяет себе прийти в подобное состояние, а поэтому должен нести ответственность за совершаемые поступки.
Особую форму переживания чувств представляет собой эмоциональный стресс. У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, а у других - падение эффективности деятельности, растерянность, не умением сосредоточить внимание и т.д. Наиболее ярко в процессе обучения стрессоустойчивость человека проявляется на экзамене. Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины за действия, который человек не совершал и от него не зависели. Учитель должен владеть своими чувствами, не проявлять в общении с учащимися тех, которые связаны с его личными переживаниями и могут привести к нежелательным последствиям.
Под влиянием эмоций может изменяться течение всех познавательных процессов. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается.
Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильнее эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения.
Задача учителя - научить школьников управлять чувствами, подчинять их разум и волю, сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается тренировкой, начинающейся с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гулять». Это уже зачатки чувства долга. Учителю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся учитель должен уметь объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный, вернуться назад. Это помогает учащимся не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем.
Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать - это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
Чувства и воля тесно взаимосвязаны. Чувства по-разному влияют на волю: одни положительно (долг, ответственность, честь), другие отрицательные (страх, малодушие, неуверенность).
Воля- это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоления трудностей при достижении поставленной цели. Сущность воли заключается в том, что она есть потребность в преодолении препятствий. Она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или непреодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных - в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху и положительных - в случае победы над собой. Эта потребность выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений. Ученые-психологи выделяют следующие направления воспитания воличерез учебную деятельность:
¨ организация деятельности учащегося, в процессе которой он учится делать волевые усилия;
¨ личный пример взрослого (родителей и учителей);
¨ самовоспитание школьников.
Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник - постепенность развития волевых усилий и постоянство работу над собой. Нужно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки.
Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных возрастных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, - значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.