Возможности управления памятью. Мнемотехника
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Мнемотехника– учение о рациональных способах запоминания. Остановимся на приемах активизации и тренировки процессов памяти. В зависимости от целей деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание. Исследования непроизвольного запоминания показали, что:
¨ материал, входящий в содержание основной цели деятельности запоминается лучше, когда он включен в условия, способы достижения этой цели;
¨ материал, занимающий место основной цели в деятельности запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем;
¨ лучше запоминается материал, вызывающий активную умственную работу над ним;
¨ лучше запоминается материал, имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции.
Следует отметить, что невозможно организовать эффективное усвоение в обучении исключительно за счет непроизвольной памяти, чрезвычайно важное значение имеет произвольная память. Произвольное запоминание - это продукт специальных действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания - четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат. Для активизации произвольного запоминания необходимо давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запоминать; формировать у школьников мотивы, побуждающие запомнить; понимания учащимися запоминаемого материала. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.
Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование приемов рационального запоминания:
¨ понимание -необходимое условие логического, осмысленного запоминания, т.к. понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека;
¨ выделение смысловых единиц. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений, запоминания которых необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления;
¨ составление плана заучиваемого материала (включает в себя три момента): 1) разбитие материала на составные части; 2) придумывание заглавий для них или выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; 3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций);
¨ сравнение (особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах, что обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути, запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними);
¨ классификация, систематизация материала (основана на содержательном сопоставлении материала и установлении связей между его структурными элементами на основе сходства, смежности и контраста);
¨ опора на образные связи(если логическая работа по запоминанию материала широко опирается на образные связи, то повышается осмысленность и прочность запоминания);
¨ обратная связь (повышает осмысленность и прочность запоминания);
¨ воспроизведение выступает в форме пересказа самому себе запоминаемого содержания (к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания). Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание и запоминание материала. Плохо понятый материал обычно связан с «чужой» языковой формой, хорошо понятый легко «переводится» на «свой язык».).
Учебный материал можно заучивать тремя способами:
¨ по частям - частичный способ;
¨ весь сразу - целостный способ;
¨ весь и по частям - комбинированный способ.
Наиболее рационален комбинированный способ, а наименее рационален - частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Весьма продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме.
Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, наконец, материал снова повторяется в целом.
Для продуктивности запоминания важно разнообразие повторения. Оно дает возможность по-новому посмотреть на уже воспринятый материал, выделить в нем то, что до этого не было выделено, и в соответствии с новыми задачами, которые ставятся перед каждым последующим повторением, направлять запоминание каждый раз по строго определенному пути. Необходимо организовать повторение так, чтобы оно заключало в себе всегда нечто новое, а не представляло собой простого восстановления того, что уже было. Важно, чтобы повторение включалось в новую деятельность (в решение новой задачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения
Как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается больше, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и других опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.
Рис. 9.1. Использование приемов рационального запоминания на уроке
Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Внутри процесса воспроизведения выделяют: узнавание (воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия), собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, воспоминание (историческая память человека). Воспроизведение, подобно произвольному запоминанию, может быть очень сложным умственным действием. Умению хорошо припоминать приходится учиться. От него зависит эффективность и готовность использования своих знаний. Как правило, хорошее запоминание обеспечивает и хорошее воспроизведение. Но успешность припоминания во многом зависит от того, в каких условиях и как оно осуществляется.
Рассмотрим приемы оптимизации воспроизведения. Важнейшие из них следующие: составление плана припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно; наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной (направленной на воспроизведение) задачи. При наличии трудностей в припоминании необходимо идти от широкого круга знаний ко все более узкому. При этом необходимо широко использовать сопоставление, сравнение с тем, что надо воспроизвести. Припоминание, как и запоминание, также избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи репродуктивная задача направляет дальнейший ход припоминания.
Забывание может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде. Забывание зависит от времени (забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется) и от содержания материала, его осознанности. Разные части материала забываются неодинаково. Лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее полно сохраняется текстуальное содержание.
Приемы борьбы с забыванием выделяют следующие:
¨ включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием;
¨ систематическое повторение того, что должно быть сохранено;
¨ учет проактивного и ретроактивного торможения, для их преодоления нужно: 1) при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы; 2) готовя домашнее задание, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предмета;
¨ необходимо избегать запоминания и воспроизведения в условиях утомления, т.к. причиной забывания может быть запредельное торможение - перенапряжение соответствующих корковых клеток;
¨ необходимо использовать явление реминисценции (отсроченное воспроизведение материала более полно, чем сразу после заучивания), оно чаще проявляется у детей, чем у взрослых при запоминании большого по объему материала;
¨ забывание зависит от объема запоминаемого материала (процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала), в связи с чем необходимо дозировать материал, который дают учащимся для запоминания.
Теперь рассмотрим условия сохранения. Устойчиво значимый материал, который своим содержанием связан с потребностями человека, с его глубокими интересами и целью его деятельности, забывается медленнее. Надо помнить, что процент сохранения заучиваемого материала обратно пропорционально его объему, поэтому материал, даваемый учащимся для запоминания надо дозировать.
Результаты исследования показывают, что лучше сохраняется начало и конец материала (эффект края); основные положения, а хуже – отдельные смысловые единицы, текстуальное содержание.
Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого учащегося.
Запоминание на уроке осуществляется под руководством учителя. Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиваниюпри помощи следующих действий:
¨ раскрывает значение данного материала;
¨ дает специальную установку на его запоминание;
¨ показывает приемы логической обработки материала и его смысловой группировки;
¨ применяет различные приемы и упражнения усвоения и воспроизведения учебного материала;
¨ учитывает индивидуальные различия памяти учащихся.
Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не все, а только необходимое. Необходимо четко дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что – навсегда, что запомнить дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала. Необходимо сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного. Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам. Необходимо упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя от них различения основных положений и аргументации, фактического материла и комментария.