Психологическая характеристика форм передачи знаний
Существует несколько основных форм передачи знаний: объясняющее (традиционное), проблемное и программированное обучение. Остановимся на первой из них. Характерной чертой традиционного обучения является его обращённость в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности учащегося, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.
Информация в обучении - это определенная знаковая система (например, текст учебника, речь учителя, программа для ЭВМ), существующая объективно, вне человека. Тот или иной знак как носитель информации определенным образом замещает реальные предметы, и в этом преимущество использования информации в обучении. Через знаки-заместители на понятийном уровне обучаемый может экономно и быстро освоить реальность. Необходимо, чтобы эта возможность превратилась в действительность, чтобы информация стала знанием. Для этого учащемуся нужно перестроить свой прошлый опыт с учетом полученного нового содержания и сделать его средством разумного поведения в будущих ситуациях, подобных тем, которые в этой информации отражены. Знания становятся подструктурой личности, включающей не только отражение объектов действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного
Следовательно, в основе объясняющей (традиционной) формы обучения лежит коммуникативная модель, в соответствии с которой, процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и школьником. Учитель прибавляет к знаниям учеников нечто новое своим сообщением; ученики, отвечая, сообщают учителю о том, что им понятно из его сообщения. Развивающий эффект обучения при использовании традиционного обучения связан с овладением языком науки, ее понятийным аппаратом, методами доказательства и опровержения, формированием механизма когнитивной связи. Используя эту форму обучения, следует предусмотреть:
¨ Мотивировку учеников к восприятию учебного материала. Она достигается постановкой четкой цели обучения на данном уроке.
¨ Внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявляется в заинтересованном его общении с учениками по материалу урока.
¨ Привлечение технических средств обучения (ТСО), позволяющих школьникам через восприятие образов подойти к пониманию сущностных признаков явлений и предметов.
¨ Глубоко продуманную логику изложения.
¨ Подбор в рамках программы оригинального материала, не содержащегося в доступных ученикам источниках.
Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожное и т. д. Возникшая проблемная ситуация переходит затем в осознаваемую человеком задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее.
Следовательно, проблемная ситуация - это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознаваемое впечатление, как бы сигнализирующее, что что-то не так, что-то не то. Процесс мышления начинается с анализа этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова. Возникновение задачи означает, что удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и отношений между известным и неизвестным, становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.
Проблемное обучение позволяет достичь двух целей: сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умении и навыков; достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти цели могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Проблемная ситуация должна быть значимой для учащихся, её возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Введение в учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них познавательных интересов. Тем не менее, полностью построить обучение на основах проблемности вряд ли возможно. Большинство учащихся различаются и по уровню подготовки, и по способностями. И если для кого-то проблемное задание оказывается не по силам, не соответствует его возможностям, оно вносит дезорганизацию в учебную работу. Следовательно, использование приемов проблемного обучения не должно исключать индивидуального обучения.
Программированное обучение. Иногда считают, что программированное обучение – это обучение с помощью различных обучающих машин, обучающих устройств. Это не совсем верно. Программированное обучение может быть как машинным (с применением с технических средств обучения), так и безмашинным.
Идею программированного обучения предложил американский психолог Б. Скиннер. 11 ноября 1953[4] г., посетив урок арифметики в школе, где занималась его дочь. Скиннер, как он вспоминает в автобиографии, пришел в смятение: «Внезапно ситуация представилась мне совершенно абсурдной. Не ощущая свой вины, учитель разрушал почти все, что нам было известно о процессе научения». Под впечатлением этой картины Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, затем спроектировал серию обучающих машин.
Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции. Но сама по себе идея оптимизации обучения и использования в этих целях специальных машин не соединена нераздельно с какой-либо единственной психологической концепцией. Что касается концепции Скиннера, то она смогла (в отличие от других психологических систем) направить поисковые работы по программированному обучению в силу того, что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.
Программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда учащийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на небольшие порции, располагающиеся в строгой логической последовательности. Каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу. Процесс учения индивидуализируется. Такое построение учебного материала называется «программой».
Указанные «порции» последовательно предъявляются ученикам и могут адресоваться как зрительному анализатору (в виде текста, чертежей, схем, рисунков), так и слуховому (записи на магнитной ленте при обучении иностранному языку) или одному и другому одновременно. Прежде чем получить следующую «порцию» знаний, ученик должен определенным образом доказать, что он усвоил предыдущую (дать правильный ответ на вопросы, решить задачу). Таким образом, ученик все время дает информацию о том, как он усваивает материал (обратная связь).
В зависимости от действия ученика (дает ли он правильный ответ или допускает ошибку, и какую именно) определяется дальнейший ход обучения. Ученику предоставляется возможность перейти к следующей «порции», либо предъявляется предыдущий «кадр» для повторного усвоения, либо ему предлагают повторить старый материал. Эти операции может производить обучающая машина (в настоящее время это компьютер), либо такой ход обучения определяется расположением материала в программируемом учебнике. Принципиальной разницы здесь нет, поэтому программированный учебник часто называют «бумажной обучающей машиной». Следовательно, обратная связь в системе «учитель – ученик» обеспечивает непрерывный контроль над работой учащихся, что и делает учебный процесс управляемым. Программированное обучение обеспечивает активность каждого ученика, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это не возможно. И, наконец, каждый ученик обучается в оптимальном для него темпе, ритме, стиле. Необходимо отметить, что программированное обучение не «устраняет» учителя, не снимает его влияние на учебный процесс, а освобождает его от черновой, технической работы. В этих условиях учитель сможет активно влиять на ход учебного процесса, успешней осуществлять индивидуальный подход в обучении.