Социально-психологические проблемы педагогического конфликта

Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Если говорить спортивным языком, то ученик и учитель выступают в разных весовых категориях. Цель учителя как воспитателя заключается не в том, чтобы победить, навязать ребенку свое решение, а наоборот укрепить его волю и разум, пробудить доброе чувство. Профилактика конфликтов в учебно-воспитательном взаимодействии начинается с умения учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения со школьниками. Исключающим конфликты является лишь только положительные отношения. Именно тогда возникающие межличностные противоречия легко преодолеть, так как и учитель, и учащиеся объединяются в совместном стремлении к достижению цели.

Практически всегда конфликтным является отрицательное отношение школьника к учителю. Неприязнь, негативное восприятие личности учителя создают постоянную напряженность в общении. При этом поведение детей отличается адекватностью. Чтобы преодолеть враждебные установки и завоевать доверие педагогу требуется терпение, настойчивость, постоянная рефлексия. При противоречиво-положительном отношении, когда у учащихся очевидно колебание между симпатией и антипатией к учителю, имеется реальная основа для сотрудничества. Противоречиво-отрицательное отношение, будучи потенциально взрывоопасным, не исключает возможности накопления согласия в учебно-воспитательном взаимодействии. Учителю необходимо найти способы сближения и сотрудничества с детьми, усиления их положительных позиций, преодоления предубежденности и настороженности. Потенциально деструктивным является равнодушное, обезличенное отношение учащихся к педагогу.

Установлена зависимость между разрешением межличностных конфликтов и стилем общения, который использует педагог. Авторитарный стиль позволяет учителю выйти из конфликта при условии принятия учеником позиций учителя. Неустойчивый стиль, зависящий от эмоционального стиля педагога, способствует созданию нервозной обстановки в классе. Нейтральный стиль, характеризующийся внешним благополучием, затрудняет разрешение глубоких конфликтов. Доброжелательный стиль позволяет быстро, легко, рационально устранять противостояние. Увлеченный стиль характеризуется наименьшей конфликтностью, позволяя выдвигать на первый план личностную значимость общения.

Итак, педагогический конфликт возникает в разнообразных ситуациях общения, как результат межличностных противоречий учителя и учащихся. Он имеет те же структурные компоненты, что и социальный. Профилактика конфликтов обеспечивается нормализацией межличностных отношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия. Педагогическими конфликтами можно и нужно управлять. Управление педагогическими конфликтами реализуется в первую очередь через предвидение возможных коммуникативных осложнений, своевременное принятие профилактических мер, целенаправленное устранение объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивное их разрешении.

А.С. Чернышев для профилактики педагогического конфликтапредложил серию следующих правил, соблюдение которых позволяет оптимизировать процесс педагогического общения.

Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы»

Педагогу важно сформировать у себя установку на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета»

Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.

Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия»

Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ - традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом «давлении на психику» ученика и поэтому менее эффективен, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д. Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидное, правильное!) вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и с коллективом класса, а также между учениками. До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе откровенно не рабочая.

Более эффективный способ - второй. Это относительно новый метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл его в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности.

Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности»

Важное средство формирования личности школьника - педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, изменяет человека к лучшему.

Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована)»

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации жизнедеятельности людей.

Достаточно общепринятыми в социальной психологии являютсяпять основных стилей поведения в конфликтной ситуации. Различают стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества и компромисса (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2.

Наши рекомендации