Конфликты в младшем школьном возрасте
Как и во всех сферах человеческого общения, ситуации, возникающие в системе образования, могут приобретать конфликтный характер. Из-за сложности и многообразия факторов, влияющих на межличностные отношения в ходе педагогического процесса, не всегда возможно предусмотреть и избежать возможных деструктивных последствий конфликтов. Одним из ведущих факторов взаимодействия педагога (воспитателя) и учащегося, позволяющим обобщить наиболее характерные причины конфликта, является возрастной. Каждый этап развития ребенка характеризуется своими психологическими особенностями, знание которых позволяет уменьшить вероятность возникновения конфликтной ситуации.
Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. В определенной степени защищенности психики младшего школьника способствуют быстрая эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности.
Однако кратковременность переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Еще одна психологическая особенность этого возраста состоит в том, что детям свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя. В любой конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя они ждут помощи и поддержки. Тем сильнее бывает потрясение, если ожидания младшего школьника не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. Еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок видит непонимание или даже негативное отношение.
Остановимся на тех теоретических положениях конфликтологии, которые важны именно для педагогической деятельности. В роли конфликтующих сторонами в учебно-воспитательном процессе в школе могут быть все его участники, в том числе и родители школьников, администрация школы, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах бывают внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, поскольку особенно здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться весьма болезненными для учащихся.
Если сопоставить частоту возникновения конфликтных ситуаций в младших классах и подростковых, старших классах, то можно сделать вывод о том, что младшие школьники существенно реже, чем старшие школьники, оказываются вовлеченными в конфликтное взаимодействие. Согласно данным В.И. Журавлева, полученным при массовом опросе бывших школьников относительно сохранившихся в памяти конфликтных столкновений в период обучения в начальной школе, около половины опрашиваемых не смогли назвать ни одного конфликтного события, которое бы оставило в их памяти неприятный след, негативно сказавшийся на облике их бывшей учительницы. Это свидетельствует о том, что в младшем школьном возрасте существует достаточно много возможностей, реализуя которые, можно всегда достичь создания бесконфликтных отношений между учителем и детьми рассматриваемого возраста.
Конфликты в младшем школьном возрасте могут проявляться как между учащимися, так и между учениками и учителями. Заметим, что при этом чаще всего в конфликт вступают опытные, сильные учителя, для которых характерен авторитарный стиль педагогического руководства. Причины конфликта очень часто кроются в поведении учителя и связаны с ошибками в использовании приемов дисциплинирования учащихся.
Вторую группу причин педагогических конфликтов в этом возрасте традиционно связывают с определенными стереотипами восприятия учителя своих учащихся, которые достаточно часто носят откровенно дискриминационный характер. Как правило, в их основе лежит успеваемость школьника. И это несмотря на то, что педагогическая деятельность доказывает практическую невозможность вести себя одинаково по отношению к различным учащимся (а это к тому же вступает в противоречие с требованиями, которые вытекают из принципа индивидуального подхода). Необходимо стремиться избегать деления школьников на «хороших» и «плохих», поскольку это иногда может стать основной причиной серьезной психологической травмы ребенка.
Еще одна группа причин конфликт кроется в ситуациях оценивания успеваемости младших школьников - если оценка выставляется необъективно (явно завышается или наоборот занижается), за одинаковые ответы ставятся разные отметки и т. д. Решение указанной проблемы, по мнению В.И. Журавлева, значительно усложняется как за счет отсутствия единых (и однозначных!) критериев оценивания, так и за счет существенного влияния на оценку ряда субъективных факторов, связанных с личностью педагога. Использование же учителем оценок как одной из форм поощрения или наказания младших школьников, как правило ведет к резкому снижению их значимости в глазах детей как показателя наличия у них определенного уровня знаний, а также сформированности умений и навыков.
Но наиболее опасными являются конфликтные ситуации, которые вызывает неэтичное, бестактное и грубое поведение учителя. Высмеивание, моральное унижение ученика или даже словесные оскорбления и рукоприкладство крайне негативно сказываются на состоянии психики ребенка, на его успеваемости и отношении к педагогам в целом. Учитель зачастую может сознательно включать в свой стиль поведения бестактные поступки, поскольку не всегда он будет получать критический отклик на них со стороны детей. Младшим школьникам мешает это сделать восприятие учителя как несомненного авторитета. По этой причине представляется особенно важным для предотвращения подобного рода конфликтов не только осведомленность учителя относительно требований педагогической этики и наличие педагогического такта, но и повседневное использование их в своей практической деятельности.