Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя

1. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности

2. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

3.Психологические требования к личности учителя

4.Проблемы педагогического общения. Педагогический такт

5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности

6. Психологические особенности педагогического коллектива

Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность выступает в роли объекта исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Психологическое одержание педагогической деятельности определяется рядом социальных и социально-психологических факторов. К социальным факторам относятся место и функции учителя в обществе, требования общества к учителю. В группу социально-психологических факторов входят социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственные ожидания и установки в сфере его педагогической деятельности.

В структуре педагогической деятельности выделяют три основных компонента:

¨ конструктивный;

¨ организаторский;

¨ коммуникативный.

Проанализируем содержание каждого из указанных выше элементов структуры педагогической деятельности. Сначала рассмотрим конструктивный компонент. В работе учителя важная роль отведена конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации, оптимизации и интенсификации процесса обучения также выступает как неотъемлемая часть конструктивной деятельности учителя.

Следующим структурным компонентом педагогической деятельности является организаторский компонент. Несомненно, что важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, которая образует единство с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, обязательно должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями, усваивать их.

Организаторский компонент включает в себя три основные составляющие: организацию своего изложения; организацию своего поведения на уроке; организацию деятельности детей; постоянную активизацию их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал необходимый для урока учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний и формирования умений и навыков у школьников не произойдет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры педагогической деятельности.

Третьей структурной единицей является коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности, а также эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Таблица 2.1

Наши рекомендации