Структурирования содержания воспитания
№ п\п | Направления воспитательной работы | Проведение воспитательных мероприятий |
Литература:
1. Воронов В. Как составить план работы//Воспитание школьников.1999, № 4. С.23-28.
2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя.//Классный руководитель.1999, № 3. С. 17-29.
3. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.
4. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.
5. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., 1999.
6. Певрушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя.//Классный руководитель, 1999, № 7-8.С. 247-249.
7. Планирование воспитательной работы в классе под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.
8. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
9. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.
2.4 Методика обоснования и организации ключевого (системообразующего) внеклассного мероприятия (Социальный проект в рамках ОАШ)
Задание: В результате знакомства и изучения классного коллектива, определения цели и задач воспитательной работы студенты должны подготовить основное (системообразующее мероприятие или ряд мероприятий), являющихся основным итогом работы с классным коллективом.
Методическая помощь к данному заданию!
Вопрос о выборе форм воспитательной работы встает перед студентом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:
1. Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач.
2. На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
3. Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:
а) принципов организации воспитательного процесса;
б) возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей;
в) материальной базы;
г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
д) возможностей педагогов, родителей.
4. Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумав способы:
а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т. д.;
б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм, ненавязчивого проведения их через участников работы.
5. В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
В воспитательной работе Вы должны проявлять максимум творческой самостоятельности, инициативы, умения определить важную для класса воспитательную задачу и найти соответствующий ее способ решения.
Каждое воспитательное мероприятие (занятие) должно быть тщательно продумано, подготовлено с точки зрения содержания, логики проведения.
Попробуйте реализовать социальный проект, социальную акцию, но не Флешмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет).
Основные принципы флешмоба:
спонтанность в широком смысле;
отсутствие централизованного руководства, избранного командира;
отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей.
деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;
отказ от освещения флешмоба в СМИ.
Противоположным флешмобу по идее и задачам проведения является профлеш.
Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
Вам предстоит реализовать социальный проект, социальную акцию в рамках ОАШ (как системообразующего воспитательное мероприятие)
В этом вам помогут следующие вопросы:
· Какие особенности класса, с которым Вы работаете, удалось выявить в первые дни знакомства с ним через различные методы изучения (беседы с педагогами школы, знакомтво с педагогической документацией и творческими работами учащихся, наблюдения, беседы, анкеты, тесты и т.д.)?
· Какая основная педагогическая проблема в воспитании учащихся Вами была выделена и почему именно она представляется Вам наиболее значимой?
· Какой вклад в её разрешение Вы планировали внести за время педагогической практики? Насколько это решение было обосновано Вашими личными особенностями и условиями, в которых Вы работали с детьми?
· В чём было назначение выбранного Вами мероприятия? Его целевые установки.
При подготовке воспитательного дела полезно выделить и тщательно разработать его основные этапы:
1. Целеполагание.
2. Планирование дела.
3. Организация дела.
4. Осуществление дела.
5. Подведение итогов.
Целеполагание. Приступая к разработке цели задуманного дела, прежде всего, определяет состояние детского, коллектива и отдельных школьников, потому что предстоящее дело должно помочь совершенствованию как коллектива, так и отдельных личностей. Студент продумывает цель и задачи дела, приспособляя его к данной группе и ситуации, определяя его место среди других дел, обеспечивая его разнообразие и новизну, конкретные задачи его проведения, выделяет главное, решающее звено в его проведении. Затем он доводит задачи до школьников так, чтобы каждый воспринял их как собственное решение. Он не забывает опереться на потребности, интересы и увлечения школьников, добиваясь их максимальной увлеченности и активности.
Планирование. Исходя из разработанной, цели и выдвинутых задач, проводится планирование дела. К планированию воспитатель привлекает школьников. От тщательности продумывания всех деталей зависят организационная четкость и успех дела. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?
Организация. Организация воспитательного дела предполагает ясное и четкое распределение прав, обязанностей, ответственности и отчетности всех его участников, подготовку всего необходимого (в том числе нужного оборудования и материалов), установление норм выработки (выполнения) и подробное инструктирование каждого участника.
Осуществление. Воспитатель контролирует и корректирует ход воспитательного дела. При необходимости он решает возникшие трудности и проблемы. В центре его внимания влияние дела на формирование качеств личности воспитанников. Он фиксирует все значимые детали проводимого дела для последующего анализа.
Анализ. Анализ может проводиться педагогом единолично или вместе» с другими участниками дела. При этом целесообразно обратить внимание на следующие вопросы. Все ли запланированное и как" удалось выполнить? Что оказалось более, а что менее удачным? Насколько выдержаны запланированные сроки и каковы причины их нарушения? Был ли эффект разнообразия и новизны? Как повлияло дело на каждого участника? Оценка каждого члена группы: как он показал себя в ходе дела? Что не получилось и почему? Общая оценка качества дела: что надо изменить в будущих воспитательных делах?
При написании плана-конспекта должна быть:
1. Сформулирована тема,
2. Обоснована избранная тема и форма работы.
3. Место и значение данного дела в общей воспитательной системе.
4. Тщательно продумана главная цель и конкретные воспитательные задачи,
5. Определена подготовительная работа (степень участия класса, отдельных ребят, классного руководителя).
6. Организация подготовки.
7. Содержание. Методика проведения.
8. Оборудование.
9. Литература.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия.
1. Общие сведения: дата, школа, класс, ФИО практиканта, проводящего внеклассное мероприятие.
2. Название и форма внеклассного мероприятия, тема, воспитательно- познавательные задачи. Актуальность и мотивированность воспитательного мероприятия: кем, в связи с чем и когда оно предложено, соответствие его интересам ребят, общей системе учебно-воспитательной работы.
3. Методика подготовки данного воспитательного мероприятия, ее этапы, организаторы и исполнители, роль актива ребят и педагогов.
4. Структура и организация мероприятия: своевременное начало, активное включение ребят в проводимое занятие, продолжительность и окончание занятия. Оформление помещения, оборудование.
5. Содержание и методика проведения:
- целенаправленность, научность, соответствие воспитательным задачам, связь с современностью. На какие ценности ориентирует учащихся это мероприятие; каково его влияние на межличностные отношения в коллективе; какова информационная насыщенность и познавательная значимость.
- сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся; степень активности детей, интерес к занятию, эмоциональность;
- продуктивность и разнообразие методов и приемов проведения воспитательного занятия; доступность и конкретность материала.
6. Анализ результата проведенного воспитательного мероприятия. Обсуждение и оценка его самими ребятами, оценка выполнения поручений, инициатива и активность советов дела, выдвижение новых задач, программа дальнейшей деятельности детей и подростков.
7. Выводы, предложения и пожелания по совершенствованию воспитательной работы. Замечания о выполнении плана воспитательного мероприятия, достижении его цели.
Предложения по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.
8. Оборудованиеи литература.
Литература:
1. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы// Воспитание школьников, 2000.-№1,2; 2001.-№ 4 – 8.
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания – М., 2002.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.. 1989.
4. Классному руководителю / Под ред. М.И Рожкова – М., 1999.
5. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, 2002.- № 4.-С. 19-26.
6. Классному руководителю о классном часе. - М., 2002.
7. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа /Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.
9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе – М.,1999.
10. Педагогический опыт народных традиций /Под ред. Н.С. Маляковой. - Псков: ПОИПКРО, 2003. - 163 с.
11. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. Ставрополь, 93. (74.200.58 - обл. биб-ка). П693
12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе – М., 2000.
13. Словарь современных форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, 2000.- № 8-10; 2001.- №1-3.
14. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел - Смоленск, 1996.