Определите цель и задачи педагогической деятельности на период педагогической практики.
Психолого-педагогическая характеристика класса начинается с психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации.
Эти задачи могут быть следующие:
· определение учебных возможностей учеников, выявление уровня сформированности умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации, изучение развития у детей познавательной сферы и т.д.;
· изучение взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей и личностных особенностей;
· изучение интересов, склонностей, способностей, например, для организации профессиональной ориентации старшеклассников;
· получение информации о взаимоотношениях класса с классным руководителем и учителями – предметниками;
· изучение стиля управления классным коллективом и стиля общения с ним;
· диагностика уровня развития отдельных учащихся и на ее основе организация коррекционной работы с ними.
Психологическая диагностика предоставляет педагогам в пользование свой инструментарий, т.е. методы исследования.
Эти методы исследования могут быть следующие:
· Наблюдение (включенное и не включенное за классом в целом, отдельными учениками, работой учителей);
· Беседа (с классным руководителем, администрацией, психологом, социальным педагогом, учителями – предметниками, родителями, учениками и др.);
· Тестирование;
· Анкетирование;
· Социометрический опрос;
· Качественный анализ школьной документации (дневник, классный журнал);
· Изучение продуктов деятельности (сочинения, творческие и контрольные работы, рисунки поделки и др.).
Алгоритм характеристики классного коллектива.
· Состав класса и его общая характеристика (количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учеников на факультативах, в кружках, секциях; социальный паспорт семей:образовательный уровень родителей, в каких сферах заняты родители (служащие, предприниматели, военнослужащие и др.), наличие в классе детей из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в повышенном внимании педагога).
· Информация о составе класса предоставляется в %, в количественном отношении, без указания Ф.И.О. (Только буква и пол, например, Т. мальчик 12 лет)
· Сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе, наличие формального и неформального лидера) см. классификации Новиковой, Лутошкина и др.;
· Ценностные ориентации класса, выраженные в целях, идеалах, идеях, чувствах, практических умениях (на творчество, добро, свободу, выбор, истину, справедливость, трудолюбие, предприимчивость, бескорыстие, авторитет и др.);
· Связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы);
· Сформулируйте педагогическую проблему, которую вы будете решать в ходе своей педагогической деятельности на практике.
Примерные вопросы для беседы с классным руководителем.
· Как давно работаете с классом? Знаете ли Вы его?
· Какова история создания класса?
· Существуют в классе традиции?
· Какова профильность класса?
· Как часто менялись классные руководители?
· Каковы межличностные отношения в детском коллективе? Есть ли проблемы, конфликты среди детей?
· На какой стадии развития находится коллектив?
· Есть ли в классе актив? Как он создавался? Какие у актива отношения с одноклассниками?
· Какие формы организации внеклассной работы предпочитает класс и классный руководитель?
· Есть ли в классе дети из «группы риска»?
· Как организовано взаимодействие с родителями?
Список рекомендуемой литературы.
2. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003.-208с. (каб. педагогики).
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. –М.: ТЦ Сфера, 2000.-128с. (каб. педагогики).
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: «Академия», 2001. – 208с.
5. Изучение личности школьника учителем. Под ред. Васильевой З.И. и др. М., 1991.
6. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128с. (кааб. педагогики).
7. Педагогическая диагностика в школе. Под ред. Кочетова А.И., Минск, 1987.
8. Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. ТРяпициной.- СПб.: РГПУ, 2003.-185с. (кааб. педагогики).
9. Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб., 2000.-228с. (каб. педагогики).
10. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Задание 2.3 Содержание, форма и структура плана воспитательной работы
I. Основные разделы плана воспитательной работы:
1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела школьного сообщества.
4. Индивидуальная работа с учащимися;
5. Работа с родителями.
Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
2. Анализ развития учащихся класса (воспитанность учащихся, развитость познавательных интересов и творческих способностей, успеваемость, мотивационно-потребностная сфера, потребность заниматься самовоспитанием, социокультурное развитие, личностные достижения, учащиеся группы риска).
3. Социальная ситуация: особенности отношений, ценностные ориентации, степень влияния ближайшего социального окружения.
4. Анализ развития коллектива класса: микроклимат, социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, развитие общественной активности, общественное мнение класса.
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя: какие мероприятия принимаются наиболее охотно, в каких были пассивными? Почему? Какая деятельность положительно влияла на учащихся? Какие дела способствовали сплочению классного коллектива? Что повлияло на развитие учащихся?
6. Участие учащихся в жизнедеятельности школы: мотивы участия в делах школы, участие в школьном самоуправлении.
7. Анализ педагогического взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: частота и характер контактов, влияние родителей на воспитательную деятельность класса, результативность педагогического просвещения родителей и родительских собраний, эффективность индивидуальной работы с родителями, взаимодействие с «проблемными семьями».