Как развивались и совершенствовались формы учебной работы?

Исторически эволюционировали следующие формы учебной работы в школе:

— индивидуальное обучение;

— индивидуально-групповое обучение;

— классно-урочная система обучения;

— белл-ланкастерская система взаимного обучения;

— батавская система обучения в США;

— маннгеймская система обучения в Европе;

— система индивидуализированного обучения, или Далтон-план, созданный Еленой Паркхерст;

— проектная система обучения (метод проектов);

— учебные экскурсии;

— формы трудового обучения;

— программированное обучение - машинное и безмашинное.

Наиболее древними формами организации учебной работы с детьми являются индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме учащегося проводил с ним обучающую работу (проверял степень усвоения, объяснял новый материал, налаживал тренировочную деятельность по применению знаний на практике).

При индивидуально-групповом обучении учитель одновременно занимался с несколькими учащимися (группой), однако учебная работа носила индивидуальный характер, поскольку учащиеся были разного возраста, начинали и оканчивали учение в разное время и обучались по разным программам. Поэтому учитель сначала спрашивал одного учащегося, объяснял ему новый материал, давал задание для самостоятельной работы, а затем в таком же порядке работал с другими детьми.

С развитием производства и социально-экономических отношений в обществе появилась потребность в расширении массового обучения детей. В XV-XVI вв. на Украине и в Беларуси возникает и развивается классно-урочная система обучения, получившая научное обоснование в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, И.Гербарта, К.Д.Ушинского и последующих педагогов. Суть классно-урочной системы обучения состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над усвоением одного и того же материала. Внедрение классно-урочной системы обучения повлекло за собой возникновение таких дидактических понятий, как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, каникулы и др.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения, возникшая в 1798 г., создателями которой были английский священник-миссионер А.Белл и учитель Дж.Ланкастер, заключалась в том, что учитель вначале занимался со старшими учащимися, а затем последние обучали младших по возрасту детей. Однако широкого распространения эта система не получила, поскольку она не обеспечивала надлежащего обучения детей.

В конце XIX .в. появляются так называемые избирательные формы обучения (батавская система в США и маннгеймская в Европе) как реакция на недочеты массовых форм обучения, в том числе и классно-урочной системы обучения. При батавской системе обучения учебный день делился на две части: первая его часть отводилась на коллективные занятия с учащимися, вторая - на индивидуальные занятия и оказание помощи как более сильным учащимся в развитии их способностей, так и слабоуспевающим в преодолении их отставания. В больших классах учитель работал с помощником. Суть маннгеймской системы заключалась в том, что в зависимости от способностей и успеваемости учащиеся распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдений и испытаний. Допускался перевод учащихся из одного класса в другой, если происходили изменения в их успеваемости.

Элементы этой системы сохранились в Австрии, где в школах создаются особые классы для учащихся более способных или менее способных. В Англии эта система послужила основой для создания различных типов школ, разумеется, не равноценных по качеству образования, в которые направляются учащиеся начальных классов по результатам тестовых испытаний.

В 1905 г. в городе Далтоне (штат Массачусетс) возникает система так называемого индивидуализированного обучения, созданная учительницей Еленой Паркхерст и получившая название Далтон-план. Сущность его как особой формы обучения состояла в том, что вместо классов в школе создавалась система лабораторий (мастерских) по каждому предмету, учащиеся в них занимались самостоятельно, получая задания и пользуясь помощью дежурившего учителя. Общего плана (расписания) занятий не было, на коллективную форму работы отводился один час в день, в остальное же время учащиеся изучали материал индивидуально, получая задание от учителя и отчитываясь перед ним о его выполнении. В 20-е - начале 30-х гг. Далтон-план применялся в советской школе под названием лабораторно-бригадного метода обучения, но потом от него отказались, поскольку он не обеспечивал осмысленного и прочного усвоения знаний.

В начале XX в. в США начинает использоваться проектная система обучения, разработанная последователем Дьюи У.Килпатриком, получившая в советской школе название комплексно-проектной системы обучения. Суть этой системы состояла в том, что в основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам (предметная система упразднялась, не было учебников), а организация практической деятельности детей, которая проектировалась ими вместе с учителем (отсюда название этой системы), и затем в ходе ее осуществления они знакомились с элементами знаний по языкам, математике, истории и т.д. Естественно, дети не получали ни системы, ни сколько-нибудь осмысленных знаний.

Данный обзор показывает, что наиболее устойчивой формой оказалась классно-урочная система обучения. В настоящее время в школах применяются следующие формы организации учебной работы: уроки, экскурсии, занятия в учебных мастерских по труду, формы производственного и трудового обучения, компьютерное (программированное) обучение, домашняя учебная работа учащихся и т.д. Ведутся поиски инновационных форм обучения, о чем будет идти речь ниже.

Наши рекомендации