Какие методы используются в процессе проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся?
Проверка и оценка успеваемости (знаний, умений и навыков) учащихся включает следующие методы:
— повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;
— устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный);
— выставление поурочного балла;
— контрольные работы;
— проверку домашних работ учащихся;
— программированный контроль (альтернативный метод);
— тестирование.
В чем заключается сущность этих методов?
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Это такой метод проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные проявления и особенности их текущей учебно-познавательной деятельности, а также их отношение к выполнению учебных заданий, может судить о влиянии этих особенностей на качество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.
Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность его состоит в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала, побуждает их к ответам, выявляя таким образом осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний. При индивидуальном устном опросе учащемуся ставятся вопросы, требующие связного и логичного ответа, пояснения и аргументации отдельных положений изученного материала, что позволяет выявить качество его усвоения. При фронтальном, или беглом, опросе материал расчленяется на более мелкие части, что дает возможность учителю вызвать для ответа большее количество учащихся и проверить усвоение знаний. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает двух-трех учащихся для устного воспроизведения изученного материала, а три-четыре школьника готовят письменные ответы на вопросы, заранее подготовленные учителем на отдельных карточках.
Известной модификацией устного опроса является выставление поурочного балла. Его сущность как метода проверки качества успеваемости учащихся состоит в том, что учитель выставляет в конце урока или по ходу его отдельным из них оценки за знания, которые они обнаруживают в процессе занятий, дополняя или уточняя ответы других учащихся, приводя собственные примеры, проявляя сообразительность при формулировании обобщающих выводов и т.д.
Контрольные работы. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель организует в письменной форме или в виде выполнения практических заданий воспроизведение изученного материала учащимися и на этой основе оценивает качество их знаний, умений и навыков.
Проверка домашних работ учащихся. Она осуществляется, как правило, на каждом уроке и позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре варианта ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.
К инновационным методам проверки успеваемости учащихся относится тестирование, когда учащимся предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест - это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тесты могут приобретать следующие формы: выбрать из четырех-пяти предложенных ответов на вопрос правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тексте и т.д.
В заключение следует сказать, что в системе учебной работы должныиспользоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний, что дает возможность обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.