Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс
Количество страниц 1 - 1,5 1,5 - 2 2 - 2,5 2,5 - 3 3 - 4 4 - 5 5 - 7

Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

· Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

· Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

· Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

· Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии историческим контекстом.

· Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

· прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

· умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

· умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

· умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

· свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

· показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения;

· умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

· умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

· умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

· хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

· в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

· об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

· о знании основ­ных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

· об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

· незнание существенных вопросов содержания произведения;

· неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

· незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

· слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

· полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

· неумение построить монологическое высказывание;

· низкий уровень техники чтения.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

· правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия;

· верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения;

· доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;

· умение делать выво­ды и обобщения;

· точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

· наличие плана в обучающих сочинениях;

· соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

· точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений й навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» (по литературе) ставится за сочинение:

· глубоко и аргументированно раскрывающее тему;

· свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия тему;

· говорящее об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

· стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

· достаточно полно и убедительно раскрывающее тему;

· обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

· отличающееся логичностью и последовательностью изложения содержания;

· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочётов.

Отметка «З» ставится за сочинение, в котором:

· в главном и основном раскрывается тема;

· в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;

· допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

· обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

· материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

· обнаруживается владение основами письменной речи.

В работе имеется не более четырёх недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

· не раскрывает тему;

· не соответствует плану;

· свидетельствует о поверхностном знании текста произведения;

· состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

· характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

· отличается бедностью словаря.

Наличие грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

· совершенно не раскрывающее тему;

· свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

· содержащее большее число ошибок,чем это установлено для «2».

Наши рекомендации