Тема 8. Общие формы организации учебной деятельности
Понятие о форме организации обучения. Краткий исторический обзор форм организации обучения. Фронтальное, групповое и индивидуальное обучение.
Классно-урочная система обучения. Урок - основная форма организации обучения в средней школе. Основные элементы урока и его структура. Зависимость структуры урока от его цели, содержания учебного материала, этапа процесса усвоения. Типы уроков. Построение системы уроков. Подготовка к уроку, его проведение и анализ. Пути повышения эффективности урока в современной школе. Активизация познавательной деятельности всех учащихся на уроке. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся и ее значение. Практикумы. Семинары, факультативы, экскурсии, домашняя работа, их место в общей системе организации процесса обучения.
Организованные формы обучения в высшей школе: лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, коллоквиумы,
контрольные работы, зачеты, экзамены, их содержание, структура, функции. Выбор системы методов для организации каждой из этих форм. Единство и взаимосвязь всех форм обучения. Пути повышения эффективности организационных форм обучения.
Виды средств обучения: интеллектуальные, материальные. Учебник как средство обучения. Типы учебников и учебных пособий и их роль в учебном процессе. Основные требования к построению, содержанию и оформлению учебников. Вспомогательная учебная литература. Основные рекомендации по работе с учебником. Место учебника и самостоятельной работы в различных видах учебной деятельности обучающегося. Проблема разработки и использования электронных учебных пособий*. Компьютеризация, информатизация, интернетизация образования. Требования к использованию в учебном процессе технических средств. Функции преподавателя и учащихся на каждом этапе процесса усвоения и возможности их автоматизации. Дистанционное образование и пути его реализации. Образовательная среда: понимание; структурные компоненты (пространственно-предметный, социальный, психодидактический); модели образовательной среды: эколого-личностная, коммуникативно-ориентированная , антропо лого-психологическая, экопсихологическая; типы: догматический, карьер-
ный, безмятежный, творческий; проектирование иэкспертиза образовательной среды.
Тема 9. Семья как субъект педагогического
взаимодействия и социокультурная среда воспитания
и развития личности
Мировая и отечественная педагогическая наука о нравственно-психологических и идейных взаимоотношениях поколений. Роль и значение семейного воспитания в образовании и воспитании подрастающего поколения. Основные проблемы семьи в российском обществе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекционные, семинарские занятия, коллоквиумы.
Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.
Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций, групповые дискуссии, разбор конкретных юридических задач, заслушивание докладов, дискуссии. Просмотр и анализ документальных учебных фильмов.
При организации процесса усвоения курса педагогики наиболее эффективными являются следующие методы и приемы: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы, метод проектов, имитационные игры, разбор конкретных ситуаций, мини-дискуссия.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической про верки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоре тических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организаций текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Примерные вопросы и задания для организации самостоятельной работы студентов
1,Основные подходы к решению проблемы целей образования в контексте Болонского процесса.
2. Характеристики и требования к формулированию целей обучения и воспитания.
3. Анализ взаимосвязи общих целей обучения с целями обучения конкретным учебным дисциплинам.
4. Чем должен руководствоваться преподаватель при выделении содержания обучения конкретному учебному предмету (разделу, теме)?
5. Какие существуют подходы к структурированию содержания учебного предмета?
6. В чем специфические особенности учения по сравнению с преподаванием и обучением?
7. Чем должен руководствоваться преподаватель при выборе методов обучения конкретным знаниям, умениям?
8. Влияние организация коллективной познавательной деятельности на формирование личностных качеств обучающихся.
9. Анализ психолого-педагогических особенностей организации познавательной деятельности учащихся при использовании различных форм обучения.
10. Проанализируйте основные типы образовательной среды с точки зрения их развивающего эффекта.
11. Психолого-педагогические требования к использованию технических и информационных средств в учебном процессе.
12. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся при контроле и оценке знаний.
13. Влияние глобальных процессов на воспитание, развитие личности.
14. Пути формирования педагогического мастерства.
Примерная тематика рефератов
1.Роль и место педагогики на современном этаперазвития системы образования.
2. Гуманизация образовательного процесса.
3. Педагогическая система: традиции и новаторство.
4. Компетентностный подход и проблема целей образования.
5. Психолого-педагогические требования к созданию современного учебника.
6. Учебный предмет и проблема развития обучающегося.
7. Общая характеристика организации учебно- воспитательного процесса с точки зрения различных теорий учения и обучения.
8. Пути активизации познавательной деятельности учащихся.
9. Современные педагогические технологии в средней и высшей школе.
10. Цели, содержание и пути реализации непрерывного образования.
11. Особенности организации познавательной деятельности учащихся при использовании различных форм обучения (на примере средней/высшей школы).
12. Психолого-педагогические особенности образования взрослых.
13. Влияние типа образовательной среды на эффективность учебно-воспитательного процесса.
14. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности учащихся.
15. Педагогическое общение: его функции, содержание и способы реализации.
16. Педагогическая рефлексия и пути её формирования.
17. Виды профессионального педагогического выгорания и способы их коррекции.
18. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
A) Основная литература
Педагогика : учебник / под ред. А.П. Крившенко. -М. : Проспект, 2009. - 432 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов вуза : в 2 кн. - М. : В Л АД ОС, 2010.
Б) Дополнительная литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с.
Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М. : Высшая школа, 2001. -207 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М. : Педагогика, 2003 - 240 с.
Демидова Л.А. Педагогика : учеб. пособие. М. : МГЭИ, 2010.
Краевский В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Из-дат. центр «Академия», 2003. - 256 с.
Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.В. Хуторского. - М. : ИНЭК, 2007. - 327 с.
Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб. : Питер, 2003. - 204 с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 320 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для пед. учебн. завед. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования. - М. : Сентябрь, 2004 - 176 с.
B) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Лекции по курсу «Педагогика» - http:// revolution, allbest. ru/pedagogics/000012500. html
2. Общая педагогика - http://kpip.kbsu.ru/pd/ index .html #did_l 1
3. Педагогика: Учебные материалы по педагогике в электронном виде - http://www.gumfak,ru/pedagog,shtml
4. Педагог нового поколения - http: / / academy. afisha-la.com/noos-articles/34-pedagog-novogo-pokoleniya. html
4. В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов Педагогика -http://krotov.inf Q/_Lib_sec/shso/71__.slasQ.html
5. Современные педагогические технологии как объективная потребность - http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_ llJitml
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.