Тема 8. Общие формы организации учебной деятельности

Понятие о форме организации обучения. Краткий исторический обзор форм организации обучения. Фрон­тальное, групповое и индивидуальное обучение.

Классно-урочная система обучения. Урок - основная форма организации обучения в средней школе. Основ­ные элементы урока и его структура. Зависимость структуры урока от его цели, содержания учебного ма­териала, этапа процесса усвоения. Типы уроков. По­строение системы уроков. Подготовка к уроку, его про­ведение и анализ. Пути повышения эффективности уро­ка в современной школе. Активизация познавательной деятельности всех учащихся на уроке. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся и ее значение. Практикумы. Семинары, факультативы, экскурсии, домашняя работа, их место в общей системе организации процесса обучения.

Организованные формы обучения в высшей школе: лекции, семинарские и лабораторно-практические заня­тия, самостоятельная работа, коллоквиумы,

контроль­ные работы, зачеты, экзамены, их содержание, структу­ра, функции. Выбор системы методов для организации каждой из этих форм. Единство и взаимосвязь всех форм обучения. Пути повышения эффективности орга­низационных форм обучения.

Виды средств обучения: интеллектуальные, матери­альные. Учебник как средство обучения. Типы учебни­ков и учебных пособий и их роль в учебном процессе. Основные требования к построению, содержанию и оформлению учебников. Вспомогательная учебная лите­ратура. Основные рекомендации по работе с учебником. Место учебника и самостоятельной работы в различных видах учебной деятельности обучающегося. Проблема разработки и использования электронных учебных посо­бий*. Компьютеризация, информатизация, интернетиза­ция образования. Требования к использованию в учеб­ном процессе технических средств. Функции преподава­теля и учащихся на каждом этапе процесса усвоения и возможности их автоматизации. Дистанционное образо­вание и пути его реализации. Образовательная среда: понимание; структурные компоненты (пространственно-предметный, социальный, психодидактический); модели образовательной среды: эколого-личностная, коммуни­кативно-ориентированная , антропо лого-психологичес­кая, экопсихологическая; типы: догматический, карьер-

ный, безмятежный, творческий; проектирование иэкс­пертиза образовательной среды.

Тема 9. Семья как субъект педагогического

взаимодействия и социокультурная среда воспитания

и развития личности

Мировая и отечественная педагогическая наука о нравственно-психологических и идейных взаимоотноше­ниях поколений. Роль и значение семейного воспитания в образовании и воспитании подрастающего поколения. Основные проблемы семьи в российском обществе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные, семинарские занятия, коллоквиумы.

Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных техноло­гий.

Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций, групповые дискуссии, разбор конкретных юридических задач, заслушивание докладов, дискуссии. Просмотр и анализ документальных учебных фильмов.

При организации процесса усвоения курса педагоги­ки наиболее эффективными являются следующие мето­ды и приемы: проблемное изложение, частично-поис­ковый и исследовательский методы, метод проектов, имитационные игры, разбор конкретных ситуаций, ми­ни-дискуссия.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении курса организуется текущий и итого­вый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической про верки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов явля­ется зачет, в ходе которого оценивается уровень теоре тических знаний и навыки решения практических за­дач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля ус­певаемости регламентирован Положением по организа­ций текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Примерные вопросы и задания для организации самостоятельной работы студентов

1,Основные подходы к решению проблемы целей образования в контексте Болонского процесса.

2. Характеристики и требования к формулированию целей обучения и воспитания.

3. Анализ взаимосвязи общих целей обучения с це­лями обучения конкретным учебным дисципли­нам.

4. Чем должен руководствоваться преподаватель при выделении содержания обучения конкретному учебному предмету (разделу, теме)?

5. Какие существуют подходы к структурированию содержания учебного предмета?

6. В чем специфические особенности учения по срав­нению с преподаванием и обучением?

7. Чем должен руководствоваться преподаватель при выборе методов обучения конкретным знаниям, умениям?

8. Влияние организация коллективной познаватель­ной деятельности на формирование личностных качеств обучающихся.

9. Анализ психолого-педагогических особенностей ор­ганизации познавательной деятельности учащих­ся при использовании различных форм обуче­ния.

10. Проанализируйте основные типы образовательной среды с точки зрения их развивающего эффек­та.

11. Психолого-педагогические требования к использо­ванию технических и информационных средств в учебном процессе.

12. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся при контроле и оценке знаний.

13. Влияние глобальных процессов на воспитание, раз­витие личности.

14. Пути формирования педагогического мастерства.

Примерная тематика рефератов

1.Роль и место педагогики на современном этаперазвития системы образования.

2. Гуманизация образовательного процесса.

3. Педагогическая система: традиции и новаторство.

4. Компетентностный подход и проблема целей обра­зования.

5. Психолого-педагогические требования к созданию современного учебника.

6. Учебный предмет и проблема развития обучающе­гося.

7. Общая характеристика организации учебно- воспи­тательного процесса с точки зрения различных теорий учения и обучения.

8. Пути активизации познавательной деятельности учащихся.

9. Современные педагогические технологии в средней и высшей школе.

10. Цели, содержание и пути реализации непрерывно­го образования.

11. Особенности организации познавательной деятель­ности учащихся при использовании различных форм обучения (на примере средней/высшей шко­лы).

12. Психолого-педагогические особенности образования взрослых.

13. Влияние типа образовательной среды на эффектив­ность учебно-воспитательного процесса.

14. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности учащихся.

15. Педагогическое общение: его функции, содержание и способы реализации.

16. Педагогическая рефлексия и пути её формирова­ния.

17. Виды профессионального педагогического выгора­ния и способы их коррекции.

18. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мас­терства.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

A) Основная литература

Педагогика : учебник / под ред. А.П. Крившенко. -М. : Проспект, 2009. - 432 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов вуза : в 2 кн. - М. : В Л АД ОС, 2010.

Б) Дополнительная литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с.

Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М. : Высшая школа, 2001. -207 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М. : Педагогика, 2003 - 240 с.

Демидова Л.А. Педагогика : учеб. пособие. М. : МГЭИ, 2010.

Краевский В.В. Общие основы педагогики : учеб. по­собие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Из-дат. центр «Академия», 2003. - 256 с.

Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.В. Хуторского. - М. : ИНЭК, 2007. - 327 с.

Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педаго­гической деятельности. - СПб. : Питер, 2003. - 204 с.

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 320 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педаго­гика : учеб. пособие для пед. учебн. завед. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.

Якиманская И.С. Технология личностно - ориенти­рованного образования. - М. : Сентябрь, 2004 - 176 с.

B) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Лекции по курсу «Педагогика» - http:// revolution, allbest. ru/pedagogics/000012500. html

2. Общая педагогика - http://kpip.kbsu.ru/pd/ index .html #did_l 1

3. Педагогика: Учебные материалы по педагогике в электронном виде - http://www.gumfak,ru/pedagog,shtml

4. Педагог нового поколения - http: / / academy. afisha-la.com/noos-articles/34-pedagog-novogo-pokoleniya. html

4. В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов Педагогика -http://krotov.inf Q/_Lib_sec/shso/71__.slasQ.html

5. Современные педагогические технологии как объ­ективная потребность - http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_ llJitml

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации учебного процесса по данной дис­циплине необходимо использование аудитории, осна­щенной мультимедийной системой.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоя­тельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.

Наши рекомендации