Занятие 2. Деятельность как фактор формирования и развития личности.

Цель:сформировать понятие о деятельности как источнике и основе формирования и развития личности; уяснить идею воспитания как организацию воспитательной деятельности.

Основные понятия:деятельность, педагогическая деятельность, личностно-деятельностный подход, воспитывающая деятельность

Вопросы:

1. Деятельность человека как основание, условие и средство формирования и развития личности.

2. Сущность, структура и характеристика основных компонентов педагогической деятельности.

3. Личностно-деятельностный подход в организации педагогического процесса.

Методические рекомендации:

Проблема данной темы занимает центральное место в содержании курса практических занятий. Необходимо усвоить идею человеческой деятельности как условия и средства формирования социальных качеств человека - тех качеств, которые делают его личностью.

Целесообразно акцентировать внимание на специфике педагогической деятельности, управляющей деятельностью воспитанника.

Разбирая третий вопрос семинара необходимо выявить «плюсы» и «минусы» деятельностного подхода в воспитании и логику личностно-деятельностного, который явился продолжением предыдущего.

Литература:

1. Асадулин Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. – Уфа, 1999.

2. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения. //Педагогика. 2002. № 6. С.44-49.

3. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. // Педагогика. 1999. № 6. С.12-18.

4. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования.

// Педагогика. 2002. № 3. С.27-34.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Общее строение деятельности; Деятельность как основание личности.) // Избранные психологические произведения: В 2-х тт. Т.2. – М., 1983.

6. Лутошкин А.М. Как вести за собой.- М., 1986.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998.

8. Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

Занятие 3. Педагогическая диагностика в структуре педагогической деятельности

Цель:определить сущность педагогической диагностики, ее место в структуре ЦПП, определить значение педагогической диагностики для проектирования воспитательного процесса; рассмотреть систему методов и методик педагогической диагностики.

Основные понятия:диагностика, психодиагностика, педагогическая диагностика, методы педагогической диагностики, функции педагогической диагностики, критерии воспитанности, показатели развития личности и коллектива.

Вопросы:

1. Диагностика. Сущность педагогической диагностики как составляющей деятельности педагога.

2. Функции и методы педагогической диагностики.

3. Система диагностических методик, их характеристика.

4. Составление характеристики личности воспитанника по результатам комплекса диагностических методик.

Методические рекомендации:

Занятие проводится на основе коллективного обсуждения, индивидуальных устных и микрогрупповых письменных ответов на поставленные вопросы.

Функция диагностирования является одной из основных в деятельности педагога, важно выяснить сущность, методы и технологию педагогической диагностики.

Целесообразно использовать средства наглядности при рассмотрении одной-двух методик по выявлению уровня воспитанности человека.

Литература:

1. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.

2. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990.

3. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 1991.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

5. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема. // Педагогика. 2000. № 10. С. 87-94.

6. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Система педагогической диагностики в вузе. // Педагогика. 2001. № 7. С. 58-62.

7. Франселла Ф., Боннисеф Д. Новый метод исследования личности. – М., 1987.

8. Формирование диагностических умений студентов в процессе педагогической практики: Методические рекомендации. – Уфа, 1995.

9. Фридман Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

10. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М., 2001.

11. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М., 1982.

12. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1992.

Наши рекомендации