Занятие 1. Дидактика как теория и технология обучения

Занятие 1. Дидактика как теория и технология обучения

Цель: сформировать понятие дидактики как специальной области педагогики занимающейся теорией и технологией обучения.

Основные понятия: дидактика, объект и предмет дидактики, обучение, образование, учение, преподавание.

Вопросы:

1. Сущность дидактики, ее объект и предмет. Задачи и функции дидактики.

2. Понятийный аппарат дидактики (образование, обучение, преподавание, учение, усвоение, знание, умение, навык, содержание образования и др.).

3. Основные дидактические концепции.

4. Становление современной дидактической системы.

Методические рекомендации:

На основе сформированных знаний о категориях педагогики, о целостном педагогическом процессе и др. уяснить сущностные особенности дидактики как области педагогики. Занятие проводится в форме семинара, на котором важно записать основные признаки обучения. На этом занятии целесообразен мини-диктант, возможен конкурс на лучшее самостоятельно сформулированное определение на заданные категории дидактики.

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М., 2001.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1987.

3. Педагогика/Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под. ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

5. Шиянов Е.Н., Котова Н.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

Занятие 2. Деятельность как фактор формирования и развития личности.

Цель:сформировать понятие о деятельности как источнике и основе формирования и развития личности; уяснить идею воспитания как организацию воспитательной деятельности.

Основные понятия:деятельность, педагогическая деятельность, личностно-деятельностный подход, воспитывающая деятельность

Вопросы:

1. Деятельность человека как основание, условие и средство формирования и развития личности.

2. Сущность, структура и характеристика основных компонентов педагогической деятельности.

3. Личностно-деятельностный подход в организации педагогического процесса.

Методические рекомендации:

Проблема данной темы занимает центральное место в содержании курса практических занятий. Необходимо усвоить идею человеческой деятельности как условия и средства формирования социальных качеств человека - тех качеств, которые делают его личностью.

Целесообразно акцентировать внимание на специфике педагогической деятельности, управляющей деятельностью воспитанника.

Разбирая третий вопрос семинара необходимо выявить «плюсы» и «минусы» деятельностного подхода в воспитании и логику личностно-деятельностного, который явился продолжением предыдущего.

Литература:

1. Асадулин Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. – Уфа, 1999.

2. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения. //Педагогика. 2002. № 6. С.44-49.

3. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. // Педагогика. 1999. № 6. С.12-18.

4. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования.

// Педагогика. 2002. № 3. С.27-34.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Общее строение деятельности; Деятельность как основание личности.) // Избранные психологические произведения: В 2-х тт. Т.2. – М., 1983.

6. Лутошкин А.М. Как вести за собой.- М., 1986.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998.

8. Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

Занятие 1. Дидактика как теория и технология обучения

Цель: сформировать понятие дидактики как специальной области педагогики занимающейся теорией и технологией обучения.

Основные понятия: дидактика, объект и предмет дидактики, обучение, образование, учение, преподавание.

Вопросы:

1. Сущность дидактики, ее объект и предмет. Задачи и функции дидактики.

2. Понятийный аппарат дидактики (образование, обучение, преподавание, учение, усвоение, знание, умение, навык, содержание образования и др.).

3. Основные дидактические концепции.

4. Становление современной дидактической системы.

Методические рекомендации:

На основе сформированных знаний о категориях педагогики, о целостном педагогическом процессе и др. уяснить сущностные особенности дидактики как области педагогики. Занятие проводится в форме семинара, на котором важно записать основные признаки обучения. На этом занятии целесообразен мини-диктант, возможен конкурс на лучшее самостоятельно сформулированное определение на заданные категории дидактики.

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М., 2001.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1987.

3. Педагогика/Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под. ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

5. Шиянов Е.Н., Котова Н.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

Наши рекомендации