Общиепринципынаписания результатовобучения
Влитературепредлагаетсябольшойобъеминформацииотом,чтосчитается
лучшейпрактикойнаписаниярезультатовобучения(Bingham,1999;Fryet all, 2000;Jenkins andUnwin,2001;Moon,2002).Вцелом,принаписаниирезультатовобученияполезно сосредоточитьсянатом,что,повашиможиданиям,смогутделатьилидемонстрировать студентывконцемодуляилипрограммы.Оченьважно,чтобырезультатыобучения
выражались в простых и однозначных терминах и были понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешнимэкспертам.
Вцелом,результатыобученияопределяютнеобходимуюобученностьдля некоторогомодуля.Поэтому,пообщемумнению,принаписаниирезультатовобучения для модуля следуетопределить минимальныйприемлемыйуровень,позволяющий студентуполучитьзачетныйбаллпомодулю.Всвязисэтимлучшеиметьнебольшое числоважныхрезультатовобучения,чеммножествовторостепенных.Влитературе даютсярекомендацииотносительночисларезультатовобучения,описываемыхдляодного модуля.Так, например,Дж.Мун(Moon, 2002)считаетмаловероятным,что эточислобудет большевосьми."Есликоличестворезультатовобучениядлямодуляпревышаетдесять.,то они,скореевсего,определяютслишкоммногодеталейучебнойпрограммыибудут трудноподдаватьсяоцениванию".Подразделениеобразованияиразвитияперсонала УниверситетаЦентральнойАнглиирекомендуетопределятьотчетырехдовосьми
результатовобучения длякаждогомодуля.7Дж.Бинэм(Bingham, 1999)предлагает,чтобы
"большинствоединиц имело отпятидодевятирезультатов обучения".
Очевидно,чточислорезультатовобучениязависитотразмерамодуля.Дж.Маклин иП.Лукер(McLeanandLooker(2006)считают,что"результатыобучениядолжныбытьв достаточноймеренемногочисленнымиизначимыми,чтобыбытьзапоминающимисяи показательными-большинствокурсовдолжныориентироватьсянапять-десять результатов".Инымисловами,идеаломявляетсямодульспримерношестьюхорошо написаннымирезультатамиобучения.Еслижеоказалось,чтодлямодулянаписаноболее девятирезультатов обучения, вызашлислишкомдалеко!
Одинизнаиболееважныхмоментов,подчеркиваемыхвлитературе-результаты обучениядолжныбытьнепросто"спискомпожеланий"относительнотого,чтостудент долженбытьвсостоянииделатьпозавершенииучебнойдеятельности.Результаты обучениядолжныбытьяснои простоописаныи допускать эффективноеоценивание. (Связьмеждурезультатамиобучения,преподаваниемиоцениваниемрасматриваетсяв Главе5).
Какужеотмечалось,таксономияБлума(Bloom,1956)являетсяоднимизнаиболее применимыхинстрментовнаписанияхорошихрезультатовобучения.ТаксономияБлума предлагает готовыйсписокглаголов,используемыхвкачествесловаряпринаписании результатовобучения.Влитературеединодушноотмечается,чтопринаписании результатовобученияследуетделатьосновнойакцентнаактивныхглаголахиизбегать использованиенекоторыхтерминов:
КлючевымсловомявляетсясловоДЕЛАТЬ,аключевоетребованиепри проектировании результатовобучения– использовать активныеглаголы
7 ПодразделениеобразованияиразвитияперсоналаУниверситетаЦентральнойАнглии:http://www.lmu.uce.ac.uk/OUTCOMES/UCE%20Guide%20to%20Learning%20Outcomes%202006/pdf
http://www.lmu.uce.ac.uk/outcomes/#4.%20What%20are%20%20the%20benefits%20of%20Learning%20Outcomes4.%20What%20are%20%20the%20benefits%20of%20Learning%20Outcomes
Необходимоизбегатьиспользованиянеоднозначныхглаголов,такихкак“знать”,” понимать”, “быть вкурсе”, “оценивать”. (Bingham, J. (1999),)
Болееполезнымидляцелейоценивнияявляютсяконкретныеглаголы “определять”,” применять”или” анализировать”,чемтакиеглаголы,как” понимать”,” знать”,” быть знакомым с”.(Osters and Tiu,2003).
Неопределенныеглаголы,такиекак” понимать”или” знать”трудноподдаются измерениюидолжнызаменятьсяглаголами” установить”,” определить”,” описать” или “продемонстрировать”.(British ColumbiaInstituteofTechnology,1996)
Следуетпроявлятьосторожностьвиспользованиитакихслов,как"понимать"и "знать",есливынеможетебытьуверенывтом,чтостудентыточнопредставляют, чтозначитпониматьилизнатьвданномконкретномконтексте.(McLean,andLooker, 2006)
Глаголы,связанныесознаниевымирезультатами-"знать","понимать", "приниматьвовнимание"-какправило,довольнорасплывчатыилифокусируютсяна процессе,пройденномстудентами,аненаконечномрезультатеэтогопроцесса. Поэтому,чтобыуказать,какимобразомстудентымогутпродемонстрировать приобретение этогознания,используйте глаголы действия-решить,оценить, проанализировать.(ПодразделениеобразованияиразвитияперсоналаУниверситета Центральной Англии)
Некоторыеглаголынеясныидопускаютразныетолкованиясточкизрениятого, какиедействияониопределяют.Такиеглаголыохватываютповедение,котороеможет неподдаватьсянаблюдениюилиизмерению.Следуетизбегатьглаголовтакоготипа,как знать,постигать,оценивать,узнавать,понимать,познакомитьсяс.(Американская ассоциация юридическихбиблиотек)
Дж.Мун(Moon,2002)обобщаетпроблемы,связанныесиспользованиемнечетких терминов принаписании результатов обучения, следующимобразом:
Ещеоднараспространеннаяошибкапринаписаниирезультатовобучения заключаетсявтом,чтоониотносятсякобученности,анекпредставлению обученности.Плохонаписанныйрезультатобученияможетбыть,например,таким:"В концеданногомодуля,обучаемыйдолженбудетзнатьправилабезопасногопроведения лабораторныхработ.(Химия,уровень1)".Мысможемсказать,чтостудентзнает эти правилалишьвтомслучае,еслиотнегопотребуетсяпродемонстрироватьсвоезнание. Емуможетбытьпредложенонаписатьдоклад,чтобыответитьнавопросы, объяснить правила вустной формеи так далее.
ВпрактическихрекомендацияхпонаписаниюрезультатовобученияХ.Фрайиего соавторы(Fryetal,2000)предлагаютиспользовать"однозначныеглаголыдействия"и даютмногочисленныепримерыглаголовизтаксономииБлума.Чтобыпоказатьразличия всловарях,используемыхдляописанияцелейидляописаниярезультатовобучения, авторы приводят список глаголов, как показано в таблице3.2.
Таблица3.2–Примерыглаголов,используемыхдляописанияцелейизадач обучения. (Fryet al., 2000 p. 51)
Цели | Результаты |
Знать Понимать Определять Оценивать Усваивать Познакомиться | Проводить различие Выбрать Собирать Корректировать Установить Решить,применить,перечислить |
ГослингиМун(GoslingandMoon,2001)даютследующуюрекомендациюдля написания результатов обучения:
Описывайтерезультатыобученияпросто.Длякаждогорезультатаиспользуйте толькооднопредложениесоднимглаголом.Избегайтененужногопрофессионального жаргона.Принеобходимостииспользуйтеболееодногопредложениядлябольшей ясности.(Gosling andMoon, 2001 p.20)
Следующиерекомендациимогутоказатьсяполезнымипринаписаниирезультатов обучения:
• Каждыйрезультатобучениядолженначинатьсясглаголадействия,закоторым следует фраза, описывающая контекст.
• Используйтетолько один глагол для каждогорезультатаобучения.
• Избегайтеиспользованиянеясныхтерминов,такихкакзнать,понимать,учить, бытьзнакомым,бытьинформированным,бытьвкурсе.Какбылоотмеченовглаве2,эти термины относятся кучебнымзадачам,анек результатамобучения.
• Избегайтесложныхпредложений.Еслинеобходимо,длябольшейясности используйтеболееодного предложения.
• Обеспечьте,чтобырезультатыобучениядлямодулясоотносилисьсрезультатами обучения для всех программв целом.
• Результаты обучения должны быть видимыми и измеримыми.
• Обеспечьте, чтобы получаемыерезультаты можно было оценивать.
• Присоставлениирезультатовобучениянеобходимопомнитьовременном интервале,втечениекоторогоэтирезультатыдолжныбытьдостигнуты.Всегда существуетопасностьтого,чтопринаписаниирезультатовобученияможностать излишнеамбициозным.Спроситесебя,реальнолидостичьданныхрезультатовобучения симеющимися ресурсами и временем.
• Принаписаниирезультатовобученияследуетпредставлятьсебе,какимобразом
онибудутоцениваться,т.е.какможно будетузнать,добилсялистудентэтихрезультатов? Если результатыобучениябудут очень общими,ихэффективноеоцениваниевызовет затруднения.Напротив,еслирезультатыобучениябудутимеютузкийхарактер,ихсписок может стать излишнедлинными подробным.
• Передокончательнымоформлениемрезультатовобучения,спроситесвоих коллег и, есливозможно, бывшихстудентов, понятны ли эти результаты обучения им.
• Присоставлениирезультатовобучениядлястудентовстаршепервогокурса старайтесьнеперегружатьсписокрезультатамиобучения,взятымиизнижнейчасти таксономииБлума(например,знаниеипониманиевпознавательнойсфере).Побуждайте студентовкиспользованиютого,чемуониуженаучилисьто,включивнекоторые некоторыерезультатыобученияизболеевысокихкатегорийтаксономииБлума(таких, например, как применение, анализ, синтез и оценка).
Спискурезультовобучениядлямодуляобычнопредшествуетфраза"Поуспешном завершенииданногомодулястудентыдолжныбыть способны:".
ВТаблице3.3приводятсярезультыобучениядлямодуляRD3003Университетского колледжаКорка,написанныедокторомЭдитАллен(DrEdithAllen).
Таблица3.3–Результатыобучения для модуля “Терапевтическая стоматология” Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Проводитьэкстраоральноеи интраоральноеобследованиепациента.
• Разрабатыватьсоответствующийпланлечения,основываясьнапониманиихода болезнизаболеванияи прогнозах возможногоуспеха.
• Выявлятькариесзубовиприводитьзубвфункционирующеесостояниепосле удалениякариеса.
• Делатьоттискполостиртаивыявлятьважныеанатомическиеособенности.
• Конструировать частично съемный зубной протез с соответствующей анатомическойретенцией.
• Успешноисминимальнымрискомдляпациентаиоперирующегодантиста проводить инфильтрационную и региональную анестезию нерва.
• Общатьсяпациентами иколлегамидолжнымобразом.
ВТаблице3.4приводятсярезультыобучениядлямодуляEC1102Университетского колледжаКорка,написанныедоктором НоэлемВудсом(DrNoelWoods).
Таблица3.4–Результатыобучения для модуляпо экономике поуспешномданногомодуля студенты должны быть способны:
• Выявлятьосновныеиндикаторы для прогнозирования фондового рынка.
• Описывать иразличатьосновныеэкономическиеиндикаторы.
• Интерпретироватьотчет о национальныхдоходахи расходахИрландии.
• Проводитьразличиемеждукредитно-денежнойибюджетно-финансовойполитикой.
• Выполнять экономические расчеты, позволяющие обучаемому с большей ясностью оценитьэкономическиеконцепции.
• Критиковатьбюджетныерешения, основываясь наэкономическихкритериях.
• Разрабатыватьиинтерпретироватьфинансовуюотчетностьибухгалтерские коэффициентыкомпании.
• Разрабатыватьсоответствующуюбюджетнуюполитикувответнаизмененияв бизнес-цикле.
• Оцениватьустановкибюджетно-налоговой политикиправительства.
Другиепримеры результатов обучения приведены вПриложении 2.
Приведенныйвтаблице3.5контрольныйсписокпозволитвамудостовериться,что результатыобучениянаписанывами в соответствии со стандартнымипринципами.
Таблица3.5–Контрольный списокдлянаписаниярезультатовобучения
• Сосредоточилсялиянарезультатах,аненапроцессе,Другимисловами, сосредоточилсялиянатом,чтостудентыспособныпродемонстрировать,аненатом,чтоя сделал в процессепреподавания?
• Начинаетсялиописаниекаждого результатасактивного глагола?
• Используетсялитолько один активный глаголнакаждый результат обучения?
• Исключенылитакиетермины,какзнать,понимать,учить,бытьзнакомым,быть информированным, бытьв курсе?
• Поддаются лирезультаты обучения наблюдению иизмерению?
• Можно лиоценитьнаписанныерезультаты обучения?
• Включают лирезультаты обучения различныеуровни таксономии Блума?
• Соответствуютлирезультаты целям и содержаниюмодуля?
• Соблюдаетсялирекомендацияпочислурезультатов(максимумдевятьдля одного модуля)?
• Реальнолидобитьсяданныхрезультатовобучениясимеющимисявременеми ресурсами?
ПриведенныйвТаблице3.6примерпоказываетпроцессразработкиключевых
результатов обучения длянекоторогомодуля.
Таблица3.6–Примерразработки ключевых результатовобучения
Названиемодуля:дентальнаяхирургия-Студенты-стоматологи,5ыйгодобучения
Кодмодуля: DS5001
Результаты обучениянаписаныдокторомЭлинор О’Салливан(EleanorO'Sullivan). Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжны:
Когнитивные
• Демонстрировать знакомство санатомией и основами физиологии головыи шеи.
• Описыватьэтиологию,симптомы,патологию,диагностикуилечение челюстно-лицевыхзаболеваний.
• Перечислить этапы оценки пациента, включая процедуры конкретных обследований.
• Применятьэтотформатдлязаписиподробнойисторииболезнинезнакомого пациента.
• Обобщатьсоответствующие данныео текущем состоянии / жалобахпациента.
• Организоватьнеобходимыеобследования.
• Демонстрировать способность интерпретировать обследования и отчеты.
• Оценитьвсеимеющиесяданныеизнаниедляпостановкидифференциального диагноза.
• Разрабатывать соответствующий план лечения и обосновывать свое предложение, должнымобразомучитывая ожидания и возможности пациента.
Аффективные
• Оказыватьпомощьпациентовслицевымиболямиичелюстно-лицевыми заболеваниями.
• Дифференцироватьбольных,которыемогут/немогутуспешновестись стоматологами общегопрофиля.
• Сформироватьхорошиенавыкикоммуникации (вербальной иневербальной).
• Освоитьнавыки,необходимыедляполученияинформированногосогласия, решениямедико-правовыхвопросовипроблемдентофобии,даватьрекомендациипо укреплению здоровья.
• Демонстрироватьпрофессиональноеповедениеинадлежащийуровенькачества клинической деятельности.
• Проявлятьспособностькучастиювпроектах,требующихколлективнойработы, и к ихоценке.
• Выполнятьконкурирующиетребованиявустановленныйсрок,включая самонаправляемоеобучениеи критическую оценку.
Психомоторные
• Назначать ипроводитьдентальную рентгенографию.
• Успешно проводить местнуюанестезию.
• Выполнять основныечелюстно-альвеолярныехирургическиепроцедуры.
• Назначатьподходящиелекарства.
• Владетьнавыками,позволяющимисправлятьсясоперационнымии послеоперационными осложнениями.
• Надлежащимобразомраспознавать,оцениватьисправлятьсясситуациями, требующими экстренной стоматологической помощи.
• Надлежащимобразомраспознаватьисправлятьсясситуациями,требующими экстренной медицинской помощи.
Наоснованиивышеперечисленногобылипредложенследующийпроектключевых результатов обучения:
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжны:
• Владетьнавыками,необходимымидлязаписиподробнойисторииболезни, полученияинформированногосогласия,решениямедико-правовыхвопросов, консультирования по проблемамукреплению здоровья.
• Обобщатьсоответствующиеданныеотекущемсостояниипациентадля постановкидифференциального диагноза.
• Разрабатыватьсоответствующийпланлеченияиобосновыватьсвое предложение, должнымобразомучитывая ожидания и возможности пациента.
• Организоватьнеобходимыеобследованияипродемонстрироватьспособность интерпретировать обследования и отчеты.
• Успешнопроводитьместнуюанестезиюипрофессиональновыполнятьосновные челюстно-альвеолярныехирургическиепроцедуры,демонстрируянадлежащийуровень качестваклинической деятельности.
• Надлежащимобразомраспознавать,оцениватьисправлятьсясситуациями, требующими экстренной медицинскойи стоматологической помощи.
• Дифференцироватьбольных,которыемогут/немогутуспешновестись стоматологами общегопрофиля.
• Выполнятьконкурирующиетребованиявустановленныйсрок,включая самонаправляемоеобучениеи критическую оценку.
• Обеспечитьтерапевтическоеифармакологическоеведениепациентовс лицевыми болями и челюстно-лицевыми заболеваниями.