Общиепринципынаписания результатовобучения

Влитературепредлагаетсябольшойобъеминформацииотом,чтосчитается

лучшейпрактикойнаписаниярезультатовобучения(Bingham,1999;Fryet all, 2000;Jenkins andUnwin,2001;Moon,2002).Вцелом,принаписаниирезультатовобученияполезно сосредоточитьсянатом,что,повашиможиданиям,смогутделатьилидемонстрировать студентывконцемодуляилипрограммы.Оченьважно,чтобырезультатыобучения

выражались в простых и однозначных терминах и были понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешнимэкспертам.

Вцелом,результатыобученияопределяютнеобходимуюобученностьдля некоторогомодуля.Поэтому,пообщемумнению,принаписаниирезультатовобучения для модуля следуетопределить минимальныйприемлемыйуровень,позволяющий студентуполучитьзачетныйбаллпомодулю.Всвязисэтимлучшеиметьнебольшое числоважныхрезультатовобучения,чеммножествовторостепенных.Влитературе даютсярекомендацииотносительночисларезультатовобучения,описываемыхдляодного модуля.Так, например,Дж.Мун(Moon, 2002)считаетмаловероятным,что эточислобудет большевосьми."Есликоличестворезультатовобучениядлямодуляпревышаетдесять.,то они,скореевсего,определяютслишкоммногодеталейучебнойпрограммыибудут трудноподдаватьсяоцениванию".Подразделениеобразованияиразвитияперсонала УниверситетаЦентральнойАнглиирекомендуетопределятьотчетырехдовосьми

результатовобучения длякаждогомодуля.7Дж.Бинэм(Bingham, 1999)предлагает,чтобы

"большинствоединиц имело отпятидодевятирезультатов обучения".

Очевидно,чточислорезультатовобучениязависитотразмерамодуля.Дж.Маклин иП.Лукер(McLeanandLooker(2006)считают,что"результатыобучениядолжныбытьв достаточноймеренемногочисленнымиизначимыми,чтобыбытьзапоминающимисяи показательными-большинствокурсовдолжныориентироватьсянапять-десять результатов".Инымисловами,идеаломявляетсямодульспримерношестьюхорошо написаннымирезультатамиобучения.Еслижеоказалось,чтодлямодулянаписаноболее девятирезультатов обучения, вызашлислишкомдалеко!

Одинизнаиболееважныхмоментов,подчеркиваемыхвлитературе-результаты обучениядолжныбытьнепросто"спискомпожеланий"относительнотого,чтостудент долженбытьвсостоянииделатьпозавершенииучебнойдеятельности.Результаты обучениядолжныбытьяснои простоописаныи допускать эффективноеоценивание. (Связьмеждурезультатамиобучения,преподаваниемиоцениваниемрасматриваетсяв Главе5).

Какужеотмечалось,таксономияБлума(Bloom,1956)являетсяоднимизнаиболее применимыхинстрментовнаписанияхорошихрезультатовобучения.ТаксономияБлума предлагает готовыйсписокглаголов,используемыхвкачествесловаряпринаписании результатовобучения.Влитературеединодушноотмечается,чтопринаписании результатовобученияследуетделатьосновнойакцентнаактивныхглаголахиизбегать использованиенекоторыхтерминов:

КлючевымсловомявляетсясловоДЕЛАТЬ,аключевоетребованиепри проектировании результатовобучения– использовать активныеглаголы

7 Общиепринципынаписания результатовобучения - student2.ru ПодразделениеобразованияиразвитияперсоналаУниверситетаЦентральнойАнглии:http://www.lmu.uce.ac.uk/OUTCOMES/UCE%20Guide%20to%20Learning%20Outcomes%202006/pdf

http://www.lmu.uce.ac.uk/outcomes/#4.%20What%20are%20%20the%20benefits%20of%20Learning%20Outcomes4.%20What%20are%20%20the%20benefits%20of%20Learning%20Outcomes

Необходимоизбегатьиспользованиянеоднозначныхглаголов,такихкак“знать”,” понимать”, “быть вкурсе”, “оценивать”. (Bingham, J. (1999),)

Болееполезнымидляцелейоценивнияявляютсяконкретныеглаголы “определять”,” применять”или” анализировать”,чемтакиеглаголы,как” понимать”,” знать”,” быть знакомым с”.(Osters and Tiu,2003).

Неопределенныеглаголы,такиекак” понимать”или” знать”трудноподдаются измерениюидолжнызаменятьсяглаголами” установить”,” определить”,” описать” или “продемонстрировать”.(British ColumbiaInstituteofTechnology,1996)

Следуетпроявлятьосторожностьвиспользованиитакихслов,как"понимать"и "знать",есливынеможетебытьуверенывтом,чтостудентыточнопредставляют, чтозначитпониматьилизнатьвданномконкретномконтексте.(McLean,andLooker, 2006)

Глаголы,связанныесознаниевымирезультатами-"знать","понимать", "приниматьвовнимание"-какправило,довольнорасплывчатыилифокусируютсяна процессе,пройденномстудентами,аненаконечномрезультатеэтогопроцесса. Поэтому,чтобыуказать,какимобразомстудентымогутпродемонстрировать приобретение этогознания,используйте глаголы действия-решить,оценить, проанализировать.(ПодразделениеобразованияиразвитияперсоналаУниверситета Центральной Англии)

Некоторыеглаголынеясныидопускаютразныетолкованиясточкизрениятого, какиедействияониопределяют.Такиеглаголыохватываютповедение,котороеможет неподдаватьсянаблюдениюилиизмерению.Следуетизбегатьглаголовтакоготипа,как знать,постигать,оценивать,узнавать,понимать,познакомитьсяс.(Американская ассоциация юридическихбиблиотек)

Дж.Мун(Moon,2002)обобщаетпроблемы,связанныесиспользованиемнечетких терминов принаписании результатов обучения, следующимобразом:

Ещеоднараспространеннаяошибкапринаписаниирезультатовобучения заключаетсявтом,чтоониотносятсякобученности,анекпредставлению обученности.Плохонаписанныйрезультатобученияможетбыть,например,таким:"В концеданногомодуля,обучаемыйдолженбудетзнатьправилабезопасногопроведения лабораторныхработ.(Химия,уровень1)".Мысможемсказать,чтостудентзнает эти правилалишьвтомслучае,еслиотнегопотребуетсяпродемонстрироватьсвоезнание. Емуможетбытьпредложенонаписатьдоклад,чтобыответитьнавопросы, объяснить правила вустной формеи так далее.

ВпрактическихрекомендацияхпонаписаниюрезультатовобученияХ.Фрайиего соавторы(Fryetal,2000)предлагаютиспользовать"однозначныеглаголыдействия"и даютмногочисленныепримерыглаголовизтаксономииБлума.Чтобыпоказатьразличия всловарях,используемыхдляописанияцелейидляописаниярезультатовобучения, авторы приводят список глаголов, как показано в таблице3.2.

Таблица3.2–Примерыглаголов,используемыхдляописанияцелейизадач обучения. (Fryet al., 2000 p. 51)

Цели Результаты
Знать Понимать Определять Оценивать Усваивать Познакомиться Проводить различие Выбрать Собирать Корректировать Установить Решить,применить,перечислить

ГослингиМун(GoslingandMoon,2001)даютследующуюрекомендациюдля написания результатов обучения:

Описывайтерезультатыобученияпросто.Длякаждогорезультатаиспользуйте толькооднопредложениесоднимглаголом.Избегайтененужногопрофессионального жаргона.Принеобходимостииспользуйтеболееодногопредложениядлябольшей ясности.(Gosling andMoon, 2001 p.20)

Следующиерекомендациимогутоказатьсяполезнымипринаписаниирезультатов обучения:

• Каждыйрезультатобучениядолженначинатьсясглаголадействия,закоторым следует фраза, описывающая контекст.

• Используйтетолько один глагол для каждогорезультатаобучения.

• Избегайтеиспользованиянеясныхтерминов,такихкакзнать,понимать,учить, бытьзнакомым,бытьинформированным,бытьвкурсе.Какбылоотмеченовглаве2,эти термины относятся кучебнымзадачам,анек результатамобучения.

• Избегайтесложныхпредложений.Еслинеобходимо,длябольшейясности используйтеболееодного предложения.

• Обеспечьте,чтобырезультатыобучениядлямодулясоотносилисьсрезультатами обучения для всех программв целом.

• Результаты обучения должны быть видимыми и измеримыми.

• Обеспечьте, чтобы получаемыерезультаты можно было оценивать.

• Присоставлениирезультатовобучениянеобходимопомнитьовременном интервале,втечениекоторогоэтирезультатыдолжныбытьдостигнуты.Всегда существуетопасностьтого,чтопринаписаниирезультатовобученияможностать излишнеамбициозным.Спроситесебя,реальнолидостичьданныхрезультатовобучения симеющимися ресурсами и временем.

• Принаписаниирезультатовобученияследуетпредставлятьсебе,какимобразом

онибудутоцениваться,т.е.какможно будетузнать,добилсялистудентэтихрезультатов? Если результатыобучениябудут очень общими,ихэффективноеоцениваниевызовет затруднения.Напротив,еслирезультатыобучениябудутимеютузкийхарактер,ихсписок может стать излишнедлинными подробным.

• Передокончательнымоформлениемрезультатовобучения,спроситесвоих коллег и, есливозможно, бывшихстудентов, понятны ли эти результаты обучения им.

• Присоставлениирезультатовобучениядлястудентовстаршепервогокурса старайтесьнеперегружатьсписокрезультатамиобучения,взятымиизнижнейчасти таксономииБлума(например,знаниеипониманиевпознавательнойсфере).Побуждайте студентовкиспользованиютого,чемуониуженаучилисьто,включивнекоторые некоторыерезультатыобученияизболеевысокихкатегорийтаксономииБлума(таких, например, как применение, анализ, синтез и оценка).

Спискурезультовобучениядлямодуляобычнопредшествуетфраза"Поуспешном завершенииданногомодулястудентыдолжныбыть способны:".

ВТаблице3.3приводятсярезультыобучениядлямодуляRD3003Университетского колледжаКорка,написанныедокторомЭдитАллен(DrEdithAllen).

Таблица3.3–Результатыобучения для модуля “Терапевтическая стоматология” Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Проводитьэкстраоральноеи интраоральноеобследованиепациента.

• Разрабатыватьсоответствующийпланлечения,основываясьнапониманиихода болезнизаболеванияи прогнозах возможногоуспеха.

• Выявлятькариесзубовиприводитьзубвфункционирующеесостояниепосле удалениякариеса.

• Делатьоттискполостиртаивыявлятьважныеанатомическиеособенности.

• Конструировать частично съемный зубной протез с соответствующей анатомическойретенцией.

• Успешноисминимальнымрискомдляпациентаиоперирующегодантиста проводить инфильтрационную и региональную анестезию нерва.

• Общатьсяпациентами иколлегамидолжнымобразом.

ВТаблице3.4приводятсярезультыобучениядлямодуляEC1102Университетского колледжаКорка,написанныедоктором НоэлемВудсом(DrNoelWoods).

Таблица3.4–Результатыобучения для модуляпо экономике поуспешномданногомодуля студенты должны быть способны:

• Выявлятьосновныеиндикаторы для прогнозирования фондового рынка.

• Описывать иразличатьосновныеэкономическиеиндикаторы.

• Интерпретироватьотчет о национальныхдоходахи расходахИрландии.

• Проводитьразличиемеждукредитно-денежнойибюджетно-финансовойполитикой.

• Выполнять экономические расчеты, позволяющие обучаемому с большей ясностью оценитьэкономическиеконцепции.

• Критиковатьбюджетныерешения, основываясь наэкономическихкритериях.

• Разрабатыватьиинтерпретироватьфинансовуюотчетностьибухгалтерские коэффициентыкомпании.

• Разрабатыватьсоответствующуюбюджетнуюполитикувответнаизмененияв бизнес-цикле.

• Оцениватьустановкибюджетно-налоговой политикиправительства.

Другиепримеры результатов обучения приведены вПриложении 2.

Приведенныйвтаблице3.5контрольныйсписокпозволитвамудостовериться,что результатыобучениянаписанывами в соответствии со стандартнымипринципами.

Таблица3.5–Контрольный списокдлянаписаниярезультатовобучения

• Сосредоточилсялиянарезультатах,аненапроцессе,Другимисловами, сосредоточилсялиянатом,чтостудентыспособныпродемонстрировать,аненатом,чтоя сделал в процессепреподавания?

• Начинаетсялиописаниекаждого результатасактивного глагола?

• Используетсялитолько один активный глаголнакаждый результат обучения?

• Исключенылитакиетермины,какзнать,понимать,учить,бытьзнакомым,быть информированным, бытьв курсе?

• Поддаются лирезультаты обучения наблюдению иизмерению?

• Можно лиоценитьнаписанныерезультаты обучения?

• Включают лирезультаты обучения различныеуровни таксономии Блума?

• Соответствуютлирезультаты целям и содержаниюмодуля?

• Соблюдаетсялирекомендацияпочислурезультатов(максимумдевятьдля одного модуля)?

• Реальнолидобитьсяданныхрезультатовобучениясимеющимисявременеми ресурсами?

ПриведенныйвТаблице3.6примерпоказываетпроцессразработкиключевых

результатов обучения длянекоторогомодуля.

Таблица3.6–Примерразработки ключевых результатовобучения

Названиемодуля:дентальнаяхирургия-Студенты-стоматологи,5ыйгодобучения

Кодмодуля: DS5001

Результаты обучениянаписаныдокторомЭлинор О’Салливан(EleanorO'Sullivan). Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжны:

Когнитивные

• Демонстрировать знакомство санатомией и основами физиологии головыи шеи.

• Описыватьэтиологию,симптомы,патологию,диагностикуилечение челюстно-лицевыхзаболеваний.

• Перечислить этапы оценки пациента, включая процедуры конкретных обследований.

• Применятьэтотформатдлязаписиподробнойисторииболезнинезнакомого пациента.

• Обобщатьсоответствующие данныео текущем состоянии / жалобахпациента.

• Организоватьнеобходимыеобследования.

• Демонстрировать способность интерпретировать обследования и отчеты.

• Оценитьвсеимеющиесяданныеизнаниедляпостановкидифференциального диагноза.

• Разрабатывать соответствующий план лечения и обосновывать свое предложение, должнымобразомучитывая ожидания и возможности пациента.

Аффективные

• Оказыватьпомощьпациентовслицевымиболямиичелюстно-лицевыми заболеваниями.

• Дифференцироватьбольных,которыемогут/немогутуспешновестись стоматологами общегопрофиля.

• Сформироватьхорошиенавыкикоммуникации (вербальной иневербальной).

• Освоитьнавыки,необходимыедляполученияинформированногосогласия, решениямедико-правовыхвопросовипроблемдентофобии,даватьрекомендациипо укреплению здоровья.

• Демонстрироватьпрофессиональноеповедениеинадлежащийуровенькачества клинической деятельности.

• Проявлятьспособностькучастиювпроектах,требующихколлективнойработы, и к ихоценке.

• Выполнятьконкурирующиетребованиявустановленныйсрок,включая самонаправляемоеобучениеи критическую оценку.

Психомоторные

• Назначать ипроводитьдентальную рентгенографию.

• Успешно проводить местнуюанестезию.

• Выполнять основныечелюстно-альвеолярныехирургическиепроцедуры.

• Назначатьподходящиелекарства.

• Владетьнавыками,позволяющимисправлятьсясоперационнымии послеоперационными осложнениями.

• Надлежащимобразомраспознавать,оцениватьисправлятьсясситуациями, требующими экстренной стоматологической помощи.

• Надлежащимобразомраспознаватьисправлятьсясситуациями,требующими экстренной медицинской помощи.

Наоснованиивышеперечисленногобылипредложенследующийпроектключевых результатов обучения:

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжны:

• Владетьнавыками,необходимымидлязаписиподробнойисторииболезни, полученияинформированногосогласия,решениямедико-правовыхвопросов, консультирования по проблемамукреплению здоровья.

• Обобщатьсоответствующиеданныеотекущемсостояниипациентадля постановкидифференциального диагноза.

• Разрабатыватьсоответствующийпланлеченияиобосновыватьсвое предложение, должнымобразомучитывая ожидания и возможности пациента.

• Организоватьнеобходимыеобследованияипродемонстрироватьспособность интерпретировать обследования и отчеты.

• Успешнопроводитьместнуюанестезиюипрофессиональновыполнятьосновные челюстно-альвеолярныехирургическиепроцедуры,демонстрируянадлежащийуровень качестваклинической деятельности.

• Надлежащимобразомраспознавать,оцениватьисправлятьсясситуациями, требующими экстренной медицинскойи стоматологической помощи.

• Дифференцироватьбольных,которыемогут/немогутуспешновестись стоматологами общегопрофиля.

• Выполнятьконкурирующиетребованиявустановленныйсрок,включая самонаправляемоеобучениеи критическую оценку.

• Обеспечитьтерапевтическоеифармакологическоеведениепациентовс лицевыми болями и челюстно-лицевыми заболеваниями.

Наши рекомендации