Написаниерезультатов обучения для психомоторной сферы
Психомоторнаясфераохватывает,восновном,физическиенавыки,включающиев себякоординациюмозговойимышечнойдеятельности.Анализлитературыпоказывает, чтоданнаясферавобластиобразованияявляетсяменееразработанной,чем познавательнаяилиэмоциональная.Психомоторнаясфераширокоиспользуетсявтаких областях,какестественныенауки,медико-санитарныедисциплины,искусство,музыка, инженерныенауки,драмаифизическоевоспитание.Блумиегоисследовательскаягруппа незавершилаработупопсихомоторнойсфереиз-занедостаткаопытавразвитииэтих навыков.Темнеменеецелыйрядавторовпредложилиразличныевариантытаксономий для описания развитиянавыков и координации.
Так,например,Р.Х.Дейв(Dave(1970)предложилследующуюпятиуровневую иерархию:
1.Имитация:Наблюдениеикопированиеповедениядругих.Этоперваястадияв освоении сложного навыка.
2.Управление:Способностьвыполнятьопределенныедействия,следуя инструкциями применяя навыки.
3.Точность:Наэтомуровнестудентспособенвыполнитьзаданиесменьшим количествомошибокистановитсяболееточнымбезналичияпервоначальногоисточника. Навык приобретен, и овладении им свидетельствуетчеткоеи точноеисполнение.
4.Сочленение:Способностькоординироватьряддействийпутемкомбинирования двухиболеенавыков.Шаблонымогут менятьсявсоответствиисконкретными требованиями или длярешения проблемы.
5.Натурализация:Демонстрируетвысокийуровеньисполненияавтоматически (“безраздумий”).Навыки комбинируются,интегрируютсяиприменяютсяустойчивоибез усилий.
Этаиерархияинекоторыепримерыглаголовдействия,используемыхпри написании результатовобучения для психомоторной сферы, показанынарис.
5.Натурализация | ||
4.Сочленение 3.Точность 2. Управление 1. Имитация | Приспосабливать,прилаживать, управлять,переделывать,расставлять, собирать,сохранятьравновесие,сгибаться,строить,градуировать,ставитьтанцы,объединять,конструировать,копировать,проектировать,производить,обнаруживать,демонстрировать,различать(наощупь),демонтировать,показывать,препарировать,управлять(автомобилем),оценивать,осматривать,исполнять,налаживать,захватывать,размельчать,обрабатывать,нагревать,манипулировать,распознавать,измерять,ремонтировать, подражать,имитировать,смешивать,эксплуатировать,организовывать,исполнять(умело),представлять(спектакль),записывать(звук,изображение),очищать,делатьнабросок,реагировать,использовать |
Таксономия, разработанная для психомоторной сферы(Dave (1970),и некоторые глаголы действия для написания результатов обучения в этойсфере.
ПозднееЭ. Симпсон (Simpson, 1972)разработалаболеедетальную иерархию, состоящую из семиуровней:
1.Восприятие: способность использовать наблюдаемые сигналы для стимулирования физической активности.
2.Установка (менталитет): готовность к определенномуобразудействий. Может включать в себя психическую, физическую и эмоциональную предрасположенность.
3.Управляемая реакция: приобретениефизического навыка методом проб и ошибок. Спрактикой такой подходприводитк болееэффективномуисполнению навыка.
4.Автоматизм: промежуточный этап в освоениифизического навыка. Приобретенныереакции становятся болеепривычными, и движениямогут выполняться с определеннойуверенностью и сноровкой.
5.Сложныеявныереакции: возможнафизическая активность, предусматривающая сложныйхарактер движений.Рекции являются автоматическими, а
на сноровкууказывают точноеи весьма скоординированноеисполнениес минимумом непроизводительныхусилий.
6. Адаптация:наэтомуровненавыки, хорошоразвиты, и человек может изменять
движения в ответ наусловия задачи илинаконкретныетребования.
7.Создание: навыкинастолько высоко развиты,что нанекоторомэтапестановится возможнымтворчество.
Примерами другихтаксономий в психомоторной сфереявляются таксономии,
созданныеА.Хэрроу(Harrow, 1972) и У.Р.Доусоном(Dawson, 1998).Т.Ферриси С.Азизом (Ferris and Aziz, 2005)разработалиспециальную таксономию психомоторной сферыдля студентов инженерныхспециальностей.
Еслиговорить в целом,то всетаксономии в психомоторной сфереописывают переход отпростого наблюденияк владениюфизическими навыками.
Некоторыеавторы связывают различные уровни иерархии сопределенными глаголами. Однако такойуровень детализациив данной работерассматриваться небудет
Примеры результатов обучения в психомоторной сфере:
• Проводит местную анестезию нижнейи верхней челюсти и выбирает надлежащиевещества для использования
• Проводит не менеедесяти местныханестезийи оценивает свои действия вместес преподавателем.
• Назначает и проводит не менеедесятирентгенографий и оценивает свои действия вместеспреподавателем.
• Демонстрируетумениепроводить сердечно-легочную реанимацию.
• Использует различноеоборудованиедля измерения физиологических функций.
• Безопасно и эффективно использует определенныедля данного модуля приборы и аппаратурув химической лаборатории.
• Успешно и с минимальнымрискомдля пациентаи оперирующего дантиста проводитинфильтрационную и региональнуюанестезию нерва.
• Представляет методологию и результаты исследовательского проектавустном
докладе.
• Готовитхорошоиллюстрированнуюплакатами презентациюитогов исследовательскогопроекта.
• Проводит экстраоральноеи интраоральноеобследованиепациента.
• Эффективнои квалифицированноиспользует следующеепрограммное обеспечениеMS Word, Excel иPowerpoint.
• Применяет перевязочный материал с соблюденимправил асептики.
• Изображает характеристическую кривую насоса, характеристическуюкривую трубопровода, рабочуюточкусистемы насос-трубопровод и показывает, какимобразом каждая из нихможет бытьизмененанапрактике.
• Делает оттискполостиртаивыявляетважные анатомическиеособенности.