Диагностика, контроль и оценка результатов обучения
Понятие педагогической диагностики. Результаты (продукты) процесса обучения. Функции педагогической диагностики в обучении. Процедура диагностики: постановка целей, определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации процесса обучения.
Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Функции, содержание и виды контроля результатов обучения. Формы контроля результатов обучения: текущий, периодический, итоговый; устный, письменный, фронтальный, выборочный, индивидуальный, графический, лабораторный. Дидактическое тестирование и методика его применения в школах Республики Беларусь.
Организация контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся в зарубежной школе.
Оценка и отметка в теории и практике обучения и их влияние на формирование личности школьника.
Цель и задачи введения в Республике Беларусь 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся. Основные критерии оценки: полнота, обобщенность, системность. Ступени и уровни 10-балльной шкалы оценки.
Педагогическая профилактика неуспеваемости учащихся.
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания и самовоспитания
Воспитание как педагогическое явление, его специфика, структура, этапы.
Воспитание как процесс организации жизни, деятельности, общения учащихся. Сущность процесса воспитания и его особенности, движущие силы воспитательного процесса.
Педагогические закономерности воспитания как отражение научной картины воспитательного процесса: формирование активности ребенка; соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности; внутреннее отношение ребенка к объектам деятельности как решающее условие благоприятного развития личности; ситуация успеха как основа индивидуального развития личности: «скрытый характер» воспитательных влияний; реализация актуальных потребностей детей как содержание воспитательной деятельности: целостность воспитательных влияний на личность в процессе воспитания.
Принципы воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса. Основные принципы воспитания. Целенаправленность воспитания. Связь воспитания с жизнью. Единство сознания и поведения. Воспитание в труде. Ориентация на потребности ребенка. Воспитание личности в коллективе. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся. Принятие ребенка как данность. Уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной, требовательностью к нему Индивидуальный подход в воспитании Преемственность в воспитании. Единство педагогических требований семьи и школы. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в педагогическом процессе.
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
Концепции воспитания и самовоспитания.
Содержание воспитательной работы
Обусловленность содержания целью воспитания. Структура содержания воспитания.
Формирование научного мировоззрения учащихся. Понятие о мировоззрении как обобщенной системе взглядов и убеждений человека на мир и свое место в нем. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура. Назначение, функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское.
Система знаний и идей в содержании школьного образования как интеллектуальная основа диалектического видения мира.
Взгляды и убеждения как структурные компоненты мировоззрения. Дидактические и воспитательные условия перевода знаний во взгляды, убеждения, идеалы личности.
Возрастные возможности школьников по овладению научным мировоззрением. Мировоззрение личности — основа социальной ориентации, личностной позиции, типа гражданского поведения и деятельности. Основные пути, средства формирования научного мировоззрения учащихся.
Религиозное мировоззрение. Социальные и психологические причины его распространения, влияния религии на молодежь. Взаимоотношения школы и церкви. Позиция педагога.
Гражданское воспитание: задачи, цель, сущность.
Структура гражданственности: чувство личного достоинства, развитость исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания, дисциплинированность, уважение других граждан, добросовестное отношение к своим обязанностям.
Воспитание политической культуры — важнейшая задача и компонент гражданского воспитания. Показатели политической культуры: политические потребности, политическая грамотность, политическая сознательность, общественная активность, практическое участие в деятельности органов самоуправления, способность к переживанию высших чувств.
Взаимосвязь и органическое единство патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность, содержание. Использование разнообразных форм и приемов учебной и внеклассной воспитательной работы.
Нравственное воспитание учащихся как важнейший компонент структуры содержания воспитания. Этика как методологическая основа теории и практики нравственного воспитания школьников. Известные педагоги о моральном воспитании детей: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
Цель и ведущие задачи нравственного воспитания учащихся на разных возрастных этапах. Система отношений личности к Родине, государству, труду, коллективу, людям, природе, себе как основа формирования нравственности человека и как объект нравственного воспитания. Роль учебных предметов гуманитарного цикла в формировании нравственного сознания, чувственно-эмоциональной сферы, опыта поведения. Нравственное просвещение и воспитание нравственных привычек во внеклассной и внешкольной работе. Воспитание здорового образа жизни и иммунитета к негативным явлениям как направление в нравственном воспитании школьников. Формы нравственного воспитания во внеклассной работе.
Воспитание экологической культуры личности. Экологическая ситуация как фактор усиления внимания к проблеме экологического образования подрастающего поколения. Смена антропоцентрической образовательной парадигмы на экоцентрическую как основа экологического воспитания учащихся.
Цель, задачи, содержание, формы и методы экологического воспитания школьников на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
Трудовое воспитание и профориентация как компоненты структуры содержания воспитания; их цели и задачи: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование у школьников в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии и профессиональная подготовка учащихся, формирование культуры труда, навыков соблюдения норм техники безопасности в труде и др.
Система трудового обучения в школе: учебный труд в процессе изучения школьных дисциплин, трудовое обучение, организация общественно полезной деятельности во внеклассной работе, производительный труд. Воспитательная работа в трудовых объединениях школьников: ученических производственных бригадах, трудовых отрядах: в лагерях труда и отдыха и т. д.
Система профессиональной ориентации школьников: профессиональное просвещение, профессиональнее консультирование, профессиональная ориентация, профессиональный отбор.
Воспитание эстетической культуры как компонента общей культуры личности. Система эстетического воспитания в школе: цель, задачи, основные направления, формы организации. Роль гуманитарных предметов в эстетическом воспитании учащихся. Эстетическое и художественное воспитание. Эстетическое воспитание средствами природы, быта. Эстетика поведения.
Показатели эстетической воспитанности школьников: развитость сознания, эстетических чувств и эстетического отношения к действительности.
Физическое воспитание как процесс развития физических сил и здоровья учащихся. Система физического воспитания в школе: уроки физической культуры, подвижные перемены, физкультминутки на уроках, организация различных форм внеурочной и внешкольной работы.
Педагогические пути и средства сохранения и укрепления здоровья учащихся: гигиеническая просвещенность, формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, предупреждение и преодоление вредных привычек у детей и подростков, педагогическая профилактика нервно-психических заболеваний.
Показатели физического и психического здоровья школьников разных возрастов.
Система воспитательной работы школы. Многообразие воспитательных систем школ.