Педагогика в системе наук о человеке

Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.

Генезис и структура педагогической науки и ее основные отрасли. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.

Методология и методы научно-педагогического исследования

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм), общенаучном (аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический подходы), конкретно-научном (аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы), технологическом (методика и техника исследования).

Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогической действительности (изучение педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы).

Применение исследовательских методов в практической деятельности педагога

Личность как субъект и объект воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития

Развитие личности как педагогическая проблема. Противоречия, движущие силы, факторы и условия развития личности. Роль наследственности, среды, воспитания в развитии и формировании личности. Воспитание как важнейший фактор развития и формирования личности.

Сущность социализации. Воспитание и формирование личности. Рель обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Становление личности в процессе социализации. Характеристика индивидуальных различий учащихся. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.

Проблема целеполагания в педагогике

Понятие цели воспитания, ее социальная обусловленность. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания и задачи воспитания. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики. Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах: Законе «Об образовании в Республике Беларусь», «Концепции реформы общеобразовательной средней школы». Педагогические цели и общеобразовательные стандарты. Цели воспитания в зарубежной педагогике. Целеполагание как деятельность педагога. Условия успешности целеполагания. Реализация целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.

2.5. Педагогический процесс как система и целостное явление

Понятие о педагогической системе. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Педагогическое взаимодействие. Основные компоненты педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Логика развития педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Уровневый характер содержания педагогического процесса.

Педагогический процесс как диалог, сотрудничество, сотворчество его участников. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.

Педагогическая профессия. Требования к личностным и профессиональным качествам педагога

Педагогическая профессия, ее особенности и характеристика. Педагогическая профессия и педагогические специальности. Противоречие между массовостью и уникальностью педагогической профессии. Основные профессиональные функции учителя в школе. Структура педагогической деятельности; сущность ее отдельных видов.

Педагоги прошлого о качествах личности учителя. Современные требования к личностным и профессиональным качествам учителя

2.7. Система образования Республики Беларусь

Понятие о системе образования. Система образования — открытая вариативная система.

Структура образования. Непрерывный образовательный комплекс: государственные учебно-воспитательные учреждения, внешкольные государственные формы образования и воспитания. Негосударственные учебные заведения.

Основные институты государственно-общественной системы образования: дошкольные учреждения; разные типы общеобразовательных школ, гимназии, лицеи, детские дома: школы-интернаты; профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения; внешкольные культурно-просветительные, спортивно-оздоровительные учреждения и др.

Кодекс Республики Беларусь об образовании основа государственной политики в области образования. Принципы национальной системы образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования и осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; научность; приоритет общечеловеческих ценностей прав человека: гуманистический характер образования: национально-культурная основа образования; экологическая направленность; демократический характер управления, светский характер. Их характеристика.

Основные типы учебных заведений, особенности их функционирования и перспективы развития.

Наши рекомендации