Какие проблемы возникают в теории и на практике в связи с обучением лексической стороне речи на начальной и средней ступени?

В теоретическом плане представляются наиболее существенными три группы проблем:

1) отбор лексики с учетом коммуникативной направленности обу­чения;

2) разработка рациональной методической организации лексики, ее типологии, исходя не только из трудностей ее усвоения, но и учи­тывая наличие разных КЗ, особенностей ступени обучения, разного соотношения видов РД и т. д.;

3) совершенствование приемов обучения лексике, больший учет потребностно-мотивационного плана речи, т. е. вызов потребности в том или ином слове, для того чтобы, как говорил А. Н. Леонтьев, имел место „imprinting" — «ловушка для памяти» (67).

В связи с последним существенна такая постановка КЗ и созда­ние таких условий (факторов предречевой ориентировки), т. е. ситу­аций, которые бы обеспечивали формирование речевой интенции и быстрый и однозначный вызов слова. Это могло бы иметь место, если бы перед учениками не ставилась «готовая» КЗ, а создавались бы такие ситуации, которые бы обеспечивали формирование собст­венной КЗ у учащихся (см. пример, с. 69).

Разработка указанных проблем могла бы способствовать и совер­шенствованию практики.

Как отмечалось, обучение лексике на начальной ступени вызывает на практике проблемы, связанные преимущественно Ш запоминанием и употреблением слов в речи. Еще не стоит с такой остротой, как на средней и старшей ступени, проблема сохранения лексики. Чем ярче впечатление, произведенное словом, чем занима­тельнее ситуация, в которой оно встретилось, чем больше в нем потребность, тем лучше оно запоминается.

В этом плане эффективны игровые приемы, элементы соревнова­ния («Кто скорее назовет, запомнит» и т. д.).

Интересны используемые в интенсивных курсах специальные мнемические приемы: жесты, разные условные знаки и т. п. Напри­мер: «Я буду называть предметы (представьте, что они все у меня в левой руке) и разные их качества (они у меня в правой руке). С помощью этих слов (слова как бы «взвешиваются» в правой руке) я буду характеризовать предметы в левой руке» и т. п. Подобное соединение слова, например, с жестом способствует его ассоциативному запоминанию.

Что касается употребления слова, то здесь также существенно, как было организовано его предъявление и семантизация, насколько учащиеся осознали его значение и особенности формы.

Чем больше ученику приходится мотивированно использовать данное слово или словосочетание, тем прочнее он ими овладевает. Поэтому важно, чтобы учитель всю активную лексику школьников сам держал в памяти и создавал условия для ее употребления.

При этом надо учитывать потребности именно своего конкретного контингента учащихся, сферу их интересов. Использование парных и групповых форм работы способствует также более активному исполь­зованию лексики. А между тем, как показывает опыт, парные и групповые формы работы еще многими учителями недооцени­ваются.

Весьма перспективной является организация работы над лексикой с помощью ЭВМ (см.: 97).

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет особую трудность при овладении лексикой немецкого языка?

2. На каких принципах основан отбор словаря для средней школы? Что вносит нового в проблемы отбора принцип коммуни­кативности?

3. Какие лексические действия являются объектами формирова­ния при обучении иноязычному говорению? Что должен уметь делать ученик?

4. Как осуществляется ознакомление с новой лексикой на началь­ной ступени? Что нового вносится на средней ступени обучения?

5. Как организуется тренировка и применение? В чем проявляет­ся динамика по годам обучения?

6. Какая из форм ведения словаря вам представляется наиболее эффективной? Почему?

7. Какие принципы положены в основу работы над лексикой на начальной ступени?

8. Какие действия подлежат формированию при обучении лек­сической стороне чтения? В чем их специфика по сравнению с устно-речевыми?

9. Как осуществляется контроль лексических навыков и умений? Как исправлять лексические ошибки учащихся?

10. Какие лексические упражнения из действующих УМК для 4-7 х классов вам показались интересными? Какие нет? Почему?

Глава III ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ СРЕДСТВАМИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ

Единственная настоящая роскошь — это

роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Наши рекомендации