Предмет психологии, развитие взглядов на предмет психологии.
Psyche - душа, logos -учение (гр),т.е. психология - наука о душе. Психолог – в то время, это знаток души, человеческих страстей и характеров. Такие психологи пользовались жизненными знаниями. Научное знание отличается от жизненного тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы. Психология за своими теоретическими достижениями и практическими попытками изменить жизнь уступает, в частности, точным наукам. Ведь психологические явления гораздо сложнее чем, например, физические, их труднее опознать. Недаром великий физик Альберт Эйнштейн, ознакомившись с опытами великого психолога Жана Пиаже, отметил, что изучение физических проблем – это детская игра по сравнению с загадками детской игры. Психология на пути к самостоятельной науке прошла длительный путь, и только в середине XIX в. из разрозненных знаний она стала самостоятельной наукой. Однако и в предыдущие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) не были совершенно лишены признаков научности. Они проявлялись в недрах других наук, в частности философии, медицины, естествознания, в различных явлениях социальной практики и др. В этом вечном поиске человечества научно-психологическая мысль все больше приобретала значение силы, осознавая свой предмет. В истории психологии, которая исследует процесс становления психологических знаний и представлений, выделяют несколько основных подходов к определению границ и этапов развития психологии. Согласно первому подходу, психология имеет длительную предысторию и короткую историю, которая начинается со второй половины XIX в. (Г. Эббингауз). Развитие психологии разделяют на два этапа: предыстория (до конца первой половины XIX века) и история (со второй половины XIX века).
Представители второго подхода считают, что развитие психологической мысли нужно разделить на три этапа:
· 1-й этап – донаучная (мифологическая) психология – когда господствовали анимистические представления о душе;
· 2-й этап – философская психология – когда психология была частью философии, объединенная с ней общим методом (от античности до XIX века);
· 3-й этап – собственно научная психология, со второй половины XIX в. (То есть именно то время, когда, по Эббингаузу начиналась вся история психологии). Этот период связывают с применением в психологии объективного метода (эксперимента), заимствованного из естественных наук, который дал ей возможность отделиться от философии. Этот подход сегодня является наиболее распространенным. Недостаток его в том, что научную психологию противопоставляют всей предыдущей.
2 .Методы современной психологии.
Слово «метод» (в переводе с греч. — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации. Современная психология использует развернутую систему методов, которые могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, т.е. пути, познания — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве».
Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов. Задача науки мыслилась В. Вундтом как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.
Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» — снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или эксперимента позволял, как полагали представители этого направления в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.
Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь исследования 3. Фрейда, других представителей глубинной психологии, Вюрцбургской школы, необихевиористов) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.