Общая характеристика педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Профессиональная деятельность педагога
Если в других профессиях группы "человек — человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека — представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.
Основная профессиональная обязанность педагога - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого — не только собственно обучение, но и развитие, воспитание. Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам (понаблюдайте или вспомните работу хороших учителей — по любой теме у них есть заранее подготовленные пособия, набор индивидуальных заданий и т. п.), участвует в заседаниях педсоветов.
Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) — проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60% его рабочего времени. Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы). Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т. п.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью.
Требования к современному педагогу
Специальность педагога вынуждает большого нервного и физического усилия, а поэтому, как это ни кажется странным, предъявляет очень большие требования к здоровью. При работе педагога необходимо иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение, способности долго стоять, много ходить, легко двигаться. Нервная нагрузка у людей педагогических профессий весьма высока. Вероятно, поэтому долгожители среди педагогов редко встречаются. Особой важностью для педагога является обладание выдержкой, находчивостью, быстротой реакции и одновременно эмоциональная сдержанность, умением обладать своими эмоциями.
Требования к современным специалистам в той или иной области отражены в профессиограммах –этотехнологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
В профессиограмме учителя отражены качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности учителя:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
¨ преподавательские способности; ¨ ораторские способности; ¨ организаторские способности; ¨ вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно); ¨ коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми); ¨ хорошее развитие памяти; ¨ высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно); ¨ психическая и эмоциональная уравновешенность; ¨ способность к сопереживанию. | ¨ склонность к работе с детьми; ¨ умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; ¨ высокая степень личной ответственности; ¨ самоконтроль и уравновешенность; ¨ терпимость, безоценочное отношение к людям; ¨ интерес и уважение к другому человеку; ¨ стремление к самопознанию, саморазвитию; ¨ оригинальность, находчивость, разносторонность; ¨ тактичность; ¨ целеустремленность; ¨ артистизм; ¨ требовательность к себе и другим; ¨ наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов). |
А также качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
¨ неорганизованность;
¨ психическая и эмоциональная неуравновешенность;
¨ агрессивность;
¨ ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
¨ эгоистичность;
¨ отсутствие организаторских способностей.