Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля | Методы письменного контроля | Методы лабораторно-практического контроля |
- Индивидуальный опрос; - Фронтальный опрос; - Устные зачеты; - Устные экзамены; -Программированный опрос; - Устный самоконтроль. | - Контрольные письменные работы; - Письменные зачеты; - Письменные экзамены; -Программированные письменные работы; - Письменный самоконтроль. | - Контрольно-лабораторные работы; - Лабораторно-практический самоконтроль. |
Метод обучения должен наиболее полно соответствовать цели и задачам урока, содержанию изучаемого материала и средствам обучения. Успех решения задач обучения зависит от выбора комплекса методов обучения.
Форма организации педагогического процесса – это внешняя сторона взаимодействия учителя и учащихся, характеризующая числом учащихся, местом, временем, структурой и порядком его осуществления.
В классно-урочной системе основной формой организации обучения является урок.
Требования к уроку:
¨ Достижение образовательной, воспитательной и развивающей целей;
¨ Четкая организационная структура урока;
¨ Содержание урока, его проведение должны отвечать принципам дидактики;
¨ Высокая культура общения учителя и учащихся;
¨ Оптимальный темп и ритм работы на уроке;
¨ Активность учащихся, возможность самоактуализации личности;
¨ Комфортный психологический климат.
Рисунок 17. Урок как основная форма организации учебного процесса
Рисунок 18. Другие формы организации учебного процесса.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики живого видео).
Таблица 8
Средства обучения
Средства обучения | |||
Учебные книги | Наглядные пособия | Информационные материалы к аудио- Визуальным средствам обучения | Программно- методическое обеспечение компьютерной технологии обучения |
¨ Учебники ¨ Учебные пособия ¨ Хрестоматии ¨ Сборники задач и заданий ¨ Словари ¨ Справочники ¨ Сборники нормативных документов ¨ Специальная литература ¨ Методические указания | ¨ Таблицы ¨ Плакаты ¨ Муляжи ¨ Модели ¨ Натуральные объекты | ¨ Мультимедиа ¨ Кино- и видеофильмы ¨ Диафильмы ¨ Пленки с накладными проекциями ¨ Видеозаписи | ¨ Автоматизированные обучающие курсы ¨ Учебные задания для решения расчетно-вычислительных, проектно-графических, поисково-информационных и оптимизационных задач ¨ Профессиональные прикладные программы ¨ Тесты ¨ Контрольные задачи и задания |
Таблица 9
Учебное оборудование
Учебное оборудование | ||||
Специальное оборудование | Дидактические мате- риалы | Технические средства обучения | Лабораторное оборудование | Учебная мебель и приспособления |
¨ Тренажеры ¨ Лингафонное оборудование ¨ Специально разработанные устройства для имитирования профессиональной деятельности (в том числе на основе ЭВМ) и др. | ¨ Обучающие программы ¨ Сценарии дидактических игр ¨ Производственные ситуации для анализа ¨ Ситуационные задачи ¨ Индивидуальные проверочные ¨ Опросники и т.п. | ¨ Аудиовизуальные (кинопроекторы, магнитофоны, диапроекторы, кодоскопы и т.п.) ¨ Компьютеры (ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные системы) | ¨ Приборы, ¨ Аппараты, ¨ Устройства общего назначения, используемые для лабораторных работ (микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.) ¨ Химическая посуда ¨ Чертежное оборудование и т.п. | ¨ Учебные столы ¨ Классные доски ¨ Оборудование для затемнения ¨ Плакатницы ¨ Держатели для наглядных пособий ¨ Демонстрационные подставки и др. |
Рисунок 19. Структура педагогической технологии
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющие форму конкретного ожидаемого результата.
Элементы технологии должны быть воспроизведены любым преподавателем и гарантировать достижения планируемых результатов (государственного стандарта) всеми студентами.
Органической частью педтехнологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатель и инструментарий измерения результатов деятельности. (В.В. Пикан).
Рисунок 20. Управление процессом обучения.
Управление любым процессом, в том числе и педагогическим, начинается с диагностики субъектов и условий процесса.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
1 Раскройте понятия «законы», «закономерности», «принципы дидактики».
2 Назовите важнейшие закономерности обучения.
Таблица 10