Методы научно-педагогических исследований
Педагогика как наука использует разнообразные методы исследования. Методы исследования – это способы получения объективной информации о протекании педагогического процесса, изучения реальных или моделируемых процессов формирования личности и коллектива с целью установления закономерных связей и формирования научных теорий.
В научных педагогических исследованиях широко используется метод наблюдения – специально организованное восприятие с определенной целью. Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным, открытым, скрытым, сплошным, выборочным, включенным или со стороны, скрытым. Определив цель и задачи наблюдения, исследователь выбирает объект наблюдения, предмет и ситуацию (что наблюдать?), определяет как будет фиксироваться наблюдение (будет вести записи протокола или вносить данные наблюдения в таблицы, или делать видео-, кино записи).
Собранный материал подлежит обработке и интерпретации. Многократное повторение наблюдения позволяет получить достаточно достоверные результаты, имеющие научную и практическую значимость. Наблюдение имеет свои недостатки. Так на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (установки, интересы, психологические состояния и т.д.).
Педагогический эксперимент – специально организованная проверка научного предположения с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В эксперименте, в отличии от наблюдения, исследователь активно воздействует на педагогическое явление. Выделяют этапы эксперимента:
¨ теоретический (выявление проблемы, определение целей, объекта, предмета исследования, задач, формулирование гипотезы (научного предположения, подлежащего проверки));
Рисунок 8. Схема педагогического процесса.
¨ методический (разработка методики исследования, плана, программы, методов обработки)
¨ и качественный анализ, (интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).
В педагогике используются методы теоретического исследования.
Теоретический анализ – выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ сопровождается синтезом, что позволяет проникнуть в суть изучаемых педагогических явлений.
Используются индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных данных. Индуктивный предполагает движение мысли от частного к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков педагогики, специальных педагогических работ по проблеме исследования, историко-педагогических сочинений и документов и пр. Работа с литературой связана с методом составления библиографии (перечня источников теоретического исследования), реферирования - сжатого изложения основного содержания по теме исследования, конспектирования (выделение главных положений изучаемой работы), аннотирования (краткая запись общего содержания, книги, статьи); цитирования (дословная запись выражений, фактических данных, содержащихся в источнике).
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных с целью повышения надежности выводов. Используются такие методы как регистрация, ранжирование, шкалирование, что позволяет представить данные в виде графиков, диаграмм, таблиц.
В педагогике используются методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Определяется цель получения информации, заранее продумываются вопросы. Беседа и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом. Недостатки этих методов заключается в том, что ответы опрашиваемых носят личностный характер, и не всегда ответы полностью соответствуют действительности.
Изучение предметов деятельности учащихся – письменных, творческих, контрольных работ, рисунков, чертежей, поделок, деталей, тетрадей и пр. рассматривается как один из методов исследования, потому что позволяют получить сведения об индивидуальности учащихся, их умениях, навыках, творческих возможностях.
Изучение школьной документации (личных дел, школьных журналов, дневников и пр.) позволяет исследователю получить ответ, желаемые данные об учащихся, о практике организации педагогического процесса.
Обычно исследователь выбирает ни один, а комплекс методов, чтобы получить объективную информацию. Благодаря этому удается исследовать педагогический процесс или явления, открывать законы и закономерности, создавать теории, концепции.
Целеполагание в педагогике
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической системы, одним из главных звеньев педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
Стратегическая цель воспитания в Законе РФ «Об образовании» не сформулирована, поэтому предлагаются иные редакции цели: «разностороннее развитие личности», «всестороннее гармоническое развитие личности», предполагается, что каждая воспитательная система на определенном этапе функционирования формулирует конкретные педагогические цели. В новых социально-экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. У специалистов нет, однако, единства в этом. Это происходит главным образом потому, что до 90-ых годов цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государства и носили идеологический характер, а теперь, считают ученые, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого. Поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (ст.14, п.1,2). Можно сказать, что политико-государственный, авторитарный, идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более человечным и прагматическим: воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, сформировать человека, сознательно строящего свою жизнь в сотрудничестве с другими членами общества. Такая цель воспитания, которой постепенно проникается педагогическое сознание в нашей стране, довольно близка западной гуманистической педагогике и является частью личностно ориентированного образования - концепции, в общих чертах принятой в нашей стране педагогическим сообществом.
В разных учебниках педагоги дают различные формулировки цели педагогического процесса и содержания образования. Существуют разные концепции содержания образования. Например, И.Я.Лернер выделяет 4 компонента в содержании образования:
¨ научные знания о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности;
¨ опыт осуществления способов деятельности, интеллектуальные и практические умения и навыки;
¨ опыт творческой, поисковой деятельности;
¨ опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к знаниям, к деятельности, к самому себе.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Докажите, что педагогика – это наука.
2. Что является объектом и предметом педагогики?
3. Назовите задачи педагогики.
4. Какие функции выполняет педагогика как наука?
5. Раскройте понятия образования и педагогического процесса.
6. Какова структура педагогического процесса.
7. Какие методы исследования используют ученые-педагоги?
8. Раскройте основные понятия (категории) педагогики: образование, воспитание, обучение, законы и закономерности педагогики.
Раздел 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ