Тема 2. Методы научно-педагогических исследований

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики

ПЕДАГОГИКА:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ,

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

Методические рекомендации

Пермь 2015

Педагогика: основные понятия, категории, определения и классификации: Методические рекомендации / Перм. ун-т.; Сост. Л.В. Гашева, Л.Г. Кыркунова, – Изд. 3-е испр. и. доп. ­­­­­­- Пермь, 2015. - 20 с.

Издание адресовано студентам всех форм обучения, изучающим курс “Педагогики”, и призвано облегчить работу над основной и дополнительной литературой по дисциплине. Заполнение предлагаемых таблиц способствует более успешному овладению категориальным аппаратом, формированию навыка аналитической работы, позволяет представить историю развития педагогической науки, а также ее современное состояние и перспективы развития. Методические рекомендации могут использоваться при выполнении самостоятельной работы.

Печатается по постановлению кафедры педагогики Пермского университета

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………………
Тема 1. Основные категории педагогики………………………………………………………....
Тема 2. Методы научно-педагогических исследований…………………………………………
Тема 3. Становление научной педагогики………………………………………………………..
Тема 4. Исторический аспект в педагогической науке…………………………………………..
Тема 5. Целеполагание в педагогике (исторический аспект)…………………...……………….
Тема 6. Структура педагогической науки………………………………………………………...
Тема 7. Основные научные направления в современной педагогике…………………………..
Тема 8. Возрастные особенности школьников…………………………………………………...
Тема 9. Общие закономерности развития личности……………………………………………..
Тема 10. Факторы формирования личности……………………………………………………...
Тема 11. Структура педагогического процесса…………………………………………………..
Тема 12. Методы воспитания……………………………………………………………………...
а) Классификация методов воспитания………………………..………………………...
б) Требование как метод воспитания…………………………..………………………...
в) Метод поощрения……………………………………………..…………………………
г) Метод наказания……………………………………………………………..………….
Тема 13. Современные концепции воспитания…………………………………………………..
Тема 14. Виды воспитания в школе……………………………………………………………….
Тема 15. Трудновоспитуемость детей и подростков………………………...…………………...
Тема 16. Семейное воспитание……………………………………………………………………
а) Семья и её воспитательный потенциал……………………..………………………...
б) Виды воспитания в домашней педагогике………………….………….………………
Тема 17. Принципы дидактики……………………………………………………………………
Тема 18. Классификации методов обучения……………………………………………………...
Тема 19. Организация процесса обучения………………………………………………………..
Тема 20. Урок как основная форма организации обучения……………………………………..
Тема 21. Классификации современных технологий обучения…………………………………
Тема 22. Информационные технологии в обучении…………………………………………….
Тема 23. Проблемное обучение……………………………………………………………………
а) Структура проблемной ситуации……………………………………………………..
б) Способы создания проблемных ситуаций……………………………………………...
Тема 24. Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся……………………………………
а) классические формы контроля знаний, умений и навыков……………………………
б) современные формы контроля знаний, умений и навыков……………………………
Тема 25. Педагогические требования к проверке знаний, умений и навыков школьников…...
Тема 26. Педагогическое мастерство…………………………………………….………………..
Тема 27. Профессионально-педагогическое общение…………………………………………...
а) Виды профессионально-педагогического общения……………………………………
б) Структура профессионально-педагогического общения…………….……………….
в) Коммуникативные барьеры………………...…………………………………………..
Тема 28. Деятельность педагогов-новаторов…………………………………………………….
Тема 29. Инновации в педагогическом процессе ………………………………………………..
Тема 30. Реформирование в Российском образовании…………………………………………..
Тема 31. Управление системой образования РФ…………………………………………………
Тема 32. Типы образовательных учреждений РФ………………………………………………..
Литература…………………..……………………………………………………………….


Введение

Эффективное изучение студентами курса “Педагогики” предполагает умение структури­ро­вать и анализировать материал. Однако большое количество учебников и учебных пособий по педагогике, с одной стороны, и объемный категориальный аппарат, с другой, привносят некоторые трудности в раскрытие сущности педагогического процесса. Вместе с тем, для теоретического осмысления курса педагогики чрезвычайно важно отобрать наиболее значимые характеристики педагогических явлений и процессов.

Предлагаемые методические рекомендации представляют некоторые опорные темы курса в виде таблиц, которые должны самостоятельно заполняться студентами после работы с учебной и дополнительной литературой.

Таблица как прием обобщения учебного материала способствует лаконичному, точному, сжа­тому отображению педагогического знания. Кроме того, систематическая работа по структурированию учебного материала помогает формированию навыков аналитического мышления.

Работу над материалами той или иной темы следует завершить списком дополнительной литературы и интернет-источников, использованных при составлении таблиц.

Заполнение предлагаемых таблиц является формой контроля и самоконтроля при изучении курса “Педагогики”.

Тема 1. Основные категории педагогики

Дайте определение категории в педагогике. Осуществите сравнительный анализ содержания категорий, представленных в различных учебниках по педагогике, заполните таблицу, сделайте вывод об универсальном содержании категорий педагогики.

Автор Определение категории Существенные признаки категории

Тема 2. Методы научно-педагогических исследований

Дайте определение метода научно-педагогического исследования. Укажите цель применения и специфику реализации различных методов научно-педагогического исследования. Перечислите положительные стороны и ограниченность возможностей применения каждого метода. Заполните таблицу.

Наши рекомендации