Эксплуатация железных дорог»
Системы обеспечения движения поездов»
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»
Красноярск
КрИЖТ ИрГУПС
УДК 159.9
И 85
Рецензенты:
В.С. Нургалеев, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Психологии профессиональной деятельности» СибГТУ;
Г.В. Рублев, доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Гуманитарные дисциплины», филиал ИрГУПС в г. Красноярске.
УДК 159.9
И 85
Исаева Е.Ю. Психология и педагогика: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» 230400.62 "Информационные системы и технологии" 280700.62 "Техносферная безопасность"; для студентов очной и заочной форм обучения по специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог» 190401.65 «Эксплуатация железных дорог» 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов» 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транс-портных тоннелей» / Е.Ю. Исаева ; КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2012. – 108 с.
Содержание конспекта лекций соответствует учебной программе; отражает комплекс знаний и умений студента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой бакалавра и специалиста.
Рекомендуется студентам, изучающим психологию и педагогику.
Рекомендовано к печати методическим советом КрИЖТ ИрГУПС
Печатается в авторской редакции
Ó Е.Ю. Исаева, 2012
Ó Красноярский институт железнодорожного транспорта, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения) 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения) 11
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 14
1.1. Предмет и задачи психологии. 14
1.2. История развития психологии. 15
1.3 Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Развитие психики в фило - и онтогенезе. 17
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 23
Раздел 2. ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 24
2.1. Мотивация и эмоции. 24
2.2. Воля и волевая регуляция поведения. 29
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЕ.. 40
3.1. Психология личности. 40
3.2. Формирование и развитие личности. 41
3.3. Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) 45
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 57
Раздел 4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 58
4.1 Педагогика как наука. 58
4.2 Категории педагогики. 60
4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. 62
4.4 Методы научно-педагогических исследований. 63
4.5. Целеполагание в педагогике. 65
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 66
Раздел 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.. 67
5.1. Сущность, структура и функции процесса обучения. 67
5.2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 72
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 82
Раздел 6. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.. 84
6.1. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе. 84
6.2. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность 85
6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. 88
6.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. 90
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 95
Раздел 7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ 96
7.1. Современное образование в России и за рубежом. 96
7.2. Образовательные учреждения, их типы.. 97
7.3. Принципы управления образовательными системами. 98
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 99
Раздел 8. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 100
8.1. Общая характеристика педагогической профессии. 100
8.2. Профессиональная деятельность педагога. 100
8.3. Требования к современному педагогу. 101
8.4. Мастерство педагогического общения. 102
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 103
Библиографический список. 104
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Психология и педагогика» входит в вариативную или базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта и разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности.
Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как о факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Существенен вклад данного курса в формировании мировоззрения будущих специалистов и бакалавров через осознание им познаваемости и специфичности психических и педагогических явлений и процессов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цельюизучения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у студентов научного понимания основ психологической и педагогической реальности в целях повышения профессиональной и личностной зрелости; психологической готовности умело, самостоятельно и ответственно выполнять круг социальных обязанностей; адекватно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Задачи дисциплины:
¨ ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности;
¨ овладение понятийным аппаратом и основными характеристиками познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и регулятивной сферы психического, проблем личности, мышления, общения, деятельности, образования и саморазвития;
¨ содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;
¨ формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; приобретение умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных и производственных проблем;
¨ понимание необходимости учета индивидуально-психологических и личностных особенностей работников, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
¨ приобретение навыков анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
¨ формирование знаний подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
¨ ознакомление с возможностями использования психологии и педагогики в повышении личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой, с методами развития профессионального мышления, технического творчества;
¨ формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в жизни и деятельности, а также интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической подготовленности.
Содержание дисциплины «Психология и педагогика» является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Философия», «Русский язык и культура речи», «Информатика» и служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Правоведение», «Политология», «Безопасность жизнедеятельности», «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта», «Физическая культура».
Процесс освоения дисциплины «Психология и педагогика» направлен на формирование следующих компетенций у бакалавров по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность"
Код компетенции | Наименование компетенции |
ОК-9 | способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК -10 | способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков |
ПК-14 | способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы |
ПК-15 | способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин |
А также на формирование следующих компетенций у студентов специальностей: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Код компетенции | Наименование компетенции |
ОК-1 | знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. |
ОК-5 | способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность; владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции. |
ОК-7 | готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, способностью проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других |
В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен достигнуть следующих результатов образования:
знать:
¨ основные задачи и функции психологии и педагогики и сферы применения психолого-педагогических знаний;
¨ основные этапы развития психологии и педагогии, содержание их основных теоретических концепций;
¨ основные психологические явления, процессы, качества, состояния и свойства человека; закономерности развития; психологические методы познания и самопознания, коррекции, саморегуляции, самосовершенствования;
¨ особенности групповой психологии, межличностных отношений, общения;
¨ основы делового общения;
¨ закономерности отношений и взаимодействия в малых группах;
¨ основные категории педагогики;
¨ психолого-дидактические компетенции преподавателя; требования, предъявляемые к личности педагога;
¨ организационные формы обучения; общие требования, предъявляемые к лекционным, семинарским, лабораторным и другим формам занятий;
¨ систему педагогических методов и средств обучения и воспитания;
¨ психолого-педагогические взаимосвязи личности и коллектива, личности и семьи, пути их оптимизации в интересах личности и других людей;
¨ психологические и педагогические предпосылки обеспечения здорового образа жизни, поведению в экстремальных ситуациях;
¨ педагогические основы воспитания и развития детей в семейной жизни.
уметь:
¨ давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации;
¨ пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств общения, наблюдения, поведения;
¨ применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности совместной деятельности;
¨ разрешать конфликтные ситуации;
¨ отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений;
¨ учиться на собственном опыте и опыте других;
¨ применять методы и средства познания для интеллектуального развития и повышения профессиональной компетентности;
¨ быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
¨ критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
¨ осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций.
¨ разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности;
владеть:
¨ навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций;
¨ навыками проведения индивидуальной воспитательной работы;
¨ приемами психической саморегуляции.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность" и специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента | Трудоемкость в часах |
Аудиторные занятия,в т.ч. | |
Лекции | |
практические (семинарские) занятия | |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента,в т.ч. | |
подготовка к практическим /семинарским занятиям | |
подготовка к лабораторным занятиям | - |
проработка лекционного материала | |
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу | |
выполнение расчетно-графических работ | - |
выполнение домашних заданий | |
выполнение курсового проекта (работы) | - |
подготовка к текущему контролю | |
подготовка к промежуточной аттестации - экзамену | |
Итого |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность" и специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента | Трудоемкость в часах |
Аудиторные занятия,в т.ч. | |
лекции | |
практические (семинарские) занятия | |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента,в т.ч. | |
подготовка к практическим /семинарским занятиям | |
подготовка к лабораторным занятиям | - |
проработка лекционного материала | |
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу | |
выполнение расчетно-графических работ | - |
выполнение домашних заданий | |
выполнение курсового проекта (работы) | - |
подготовка к текущему контролю | - |
выполнение контрольной работы | |
подготовка к промежуточной аттестации - экзамену | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения)
Номер раздела дисциплины | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Всего часов | |||
Психология как наука и практическая деятельность | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Процессы психической регуляции и познавательные процессы | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Психология личности и общения | ДЗ, РФ, КР | ||||||
Общие основы педагогики | ДЗ, Т | ||||||
Теория обучения | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Теория воспитания | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Управление образовательными системами | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Основы педагогической деятельности | ДЗ, КР | ||||||
Итого за семестр | 54+ | 108 + 36 | |||||
Итого часов по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения)
Номер раздела дисциплины | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Всего часов | |||
Психология как наука и практическая деятельность | |||||||
Процессы психической регуляции и познавательные процессы | |||||||
Психология личности и общения | |||||||
Общие основы педагогики | |||||||
Теория обучения | |||||||
Теория воспитания | |||||||
Управление образовательными системами | |||||||
Основы педагогической деятельности | |||||||
Итого за семестр | 110+ | 128 + 18 | |||||
Итого часов по дисциплине |
ТЕМАТИКА КУРСА ЛЕКЦИЙ
№ занятия | Номер раздела дисциплины | Содержание лекции (перечень раскрываемых вопросов) |
Психология как наука и практическая деятельность | ||
1.1. Предмет и задачи психологии. | ||
1.2. История развития психологии. | ||
1.3 Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Развитие психики в фило - и онтогенезе. | ||
1.4. Психика, поведение и деятельность. | ||
Процессы психической регуляции и познавательные процессы | ||
2.1. Мотивация и эмоции. | ||
2.2. Воля и волевая регуляция поведения. | ||
2.3. Внимание. | ||
2.4. Сенсорно - перцептивные процессы (ощущения, восприятие). | ||
2.5. Память. | ||
2.6. Мышление и интеллект. Мышление и воображение. | ||
3, 4 | Психология личности и общения | |
3.1. Психология личности. | ||
3.2. Формирование и развитие личности. | ||
3.3. Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, способности). | ||
3.4. Психология общения. | ||
3.5.Психология группы и закономерности межличностных отношения в группе. | ||
Общие основы педагогики | ||
4.1. Педагогика как наука. | ||
4.2. Основные категории педагогики. | ||
4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. | ||
4.4. Методы педагогических исследований. | ||
4.5. Целеполагание в педагогике. | ||
4.6. Педагогический процесс. | ||
Теория обучения | ||
5.1. Сущность, структура и функции процесса обучения. | ||
5.2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. | ||
5.3. Методика преподавания экономических дисциплин (принципы, методы, формы и средства обучения). | ||
Теория воспитания | ||
6.1. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе. | ||
6.2. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность | ||
6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. | ||
6.4.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. | ||
Управление образовательными системами | ||
7.1. Современное образование в России и за рубежом. | ||
7.2. Образовательные учреждения, их типы. | ||
7.3. Принципы управления образовательными системами. | ||
7.4. Методы, приемы, средства управления образовательными системами. | ||
Основы педагогической деятельности | ||
8.1. Общая характеристика педагогической профессии. | ||
8.2. Профессиональная деятельность педагога. | ||
8.3. Требования к современному педагогу. | ||
8.4. Мастерство педагогического общения. |
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предмет и задачи психологии
Любая наука всегда имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.
Объектомпсихологии выступают:
¨ Человек (конкретный и отдельный),
¨ Различные социальные группы, массы и другие формы общности людей,
¨ Различные высокоорганизованные животные (зоопсихология).
Предметомпсихологии является изучение психики человека. Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда. Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.
Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных феноменов и механизмов в различных условиях и на различных этапах жизни и деятельности людей.
Главной задачейпсихологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
2) анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;
3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
История развития психологии
Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. Но и в третьем тысячелетии является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Этапы развития психологии
I этап более 2 тыс. лет назад | Психология как наука о душе. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. | Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Демокрит (материалистическая позиция) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Платон (идеалистическая позиция) мыслил, что душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. |
II этап XVII в. - XVIII в. | Психология как наука о психике и сознании. Связано с развитием Европе естественных наук. Сознание – это способность думать, чувствовать, желать. Главный метод П.- наблюдение. | Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк, утверждая, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека. |
III этап XIX в. – первая половина XX в. | Психология как наука о поведении. Главная задача П.- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поступки, поведение, реакции и т.д. Мотивация не учитывалась. | Большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки. |
IV этап с середины XX в. – по настоящее время | Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. | Психология развилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества. Зарубежная психологическая наука придерживается различных подходов к осмыслению психики человека: психоаналитического (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористского (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистского (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистического (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс) и др. Отечественная психологическая наука следующих: |
1.3 Психика и организм. Структура психики.
Основные функции психики.
Развитие психики в фило - и онтогенезе
В самом общем виде психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.
Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняетопределенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.
1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет своей особенности:
¨ это не мертвое, зеркальное, одностороннее отражение на процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
¨ при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенность психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);
¨ психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).
Субъективность психического отражения, характерно для человека, активное преобразование отражаемого и ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируются в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя: как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в тоже время помогает ему приспосабливаться к другим людям, цивильно строить общение и взаимодействие с ними, дожигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.
Онтогенез или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй — от момента рождения и до смерти.
Материальной основой психического выступает головной мозг.
Нервная система человека– совокупность образований: рецепторы, нервы, ганглии, мозг. Осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии с внешней средой.
Нервная система человека (как и у позвоночных животных) делится на центральную и периферическую.
В тесном взаимодействии с ними находятся и так называемые вегетативная и телесная нервные системы.
Центральная нервная система (головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга. Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности.
Периферическая нервная система — нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом. 12 пар нервов отходят непосредственно от головного мозга (глазодвигательный, лицевой, слуховой, зрительный и др.) и носят название черепно-мозговых.
В состав каждого периферического нерва входят нервные волокна, состоящие из отростков нервных клеток, передающих импульсы с периферии от воспринимающих концевых чувствительных образований (рецепторов) в центральную нервную систему. Их называют афферентные или чувствительные волокна нерва. По двигательным нервным волокнам распространяются импульсы, направляющиеся от центральной нервной системы ко всем органам и тканям. Это двигательные волокна нерва или эфферентные. Функции периферической нервной системы заключаются в передаче раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.
Телесная (соматическая) нервная система включа