Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием
Актуальным для каждого человека является вопрос о том, каким образом можно решать вопросы, касающиеся саморазвития. В современной науке и практике таких способов разработано немало. Остановимся лишь на некоторых из них.
Важное место в саморазвитии занимает прогнозирование личностных изменений и перемен в социальной ситуации развития. Всякое решение относительно воспитания в себе качеств, способностей и необходимости предпринятая для этого каких-либо действий предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется будущее человека. Выбор эффективных решений, особенно долгосрочного характера, требует верно предвидеть главные направления своего развития в какьй-либо сфере и действовать сообразно с их закономерностями.
Прогноз в целом как форма социального или личностного предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа действий. В процессе управления прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную и др. Значение прогнозирования в управлении саморазвитием заключается прежде всего в том, что оно выступает предпосылкой деятельности, помогает выбору оптимального направления, способствует планомерному достижению результата.
В качестве средства самопрогнозирования используется самопознание, предполагающее в том числе анализ успехов и неудач собственной деятельности, позволяющих оценивать достигнутое и ставить новые рубежи саморазвития; анализ требований среды и особенностей взаимодействия с социальным окружением.
В результате у человека складывается определенная картина своего внутреннего мира, возникает удовлетворенность или — чаще — неудовлетворенность ею в целом или какими-то составляющими.
Он начинает рассматривать способы преодоления неудовлетворенности. Как правило, таких способов может быть достаточно много. Чтобы выбрать оптимальный для данного человека на конкретном этапе развития, необходимо спрогнозировать, к каким последствиям приведут действия в выбранном направлении, будут ли они безопасны для самого человека и его окружения, не приведут ли к катастрофическим последствиям, сколько потребуют ресурсов (времени, сил, других средств) и т. д.
Задание 14. Что является средством самопрогнозирования?
Самопрогнозирование в конечном итоге ведет к построению образа «Я-будущее». И чем полнее этот образ, тем успешнее будет дальнейшая деятельность по самопрограммированию. Процедура моделирования своего личностного или профессионального портрета в виде наиболее ярких черт позволяет получить схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. После составления модели с ней необходимо работать, сравнивая полученный портрет с предыдущими, планируя «косметические» изменения или «пластические операции». Визуализация модели позволяет осознать и в дальнейшем использовать Я-образ.
Самопрограммирование предполагает выработку конкретной программы действий. При этом подобная программа может носить общий характер (программа жизни или развития профессионализма) или частный, например, программа развития коммуникативной компетентности и развития памяти, интеллекта.
Самопрограммирование будет успешным при условии применения широко известного в управлении программно-целевого метода. Его компонентами выступают:
— цель программы как образ результата;
— задачи как результат декомпозиции цели;
— перечень мер, необходимых для решения задач;
— требуемые ресурсы, в том числе время;
— способы реализации программы.
Формирование любой личностной программы представляет собой поэтапный процесс, включающий конкретизацию проблемы (определение истоков проблемы, что вызывает неудовлетворенность собой) и формирование концепции изменений; целеполагание и разработку содержания реализации программы; определение критериев и показателей, которые будут отражать достижение результата. На основе создания собственной программы (лучше, если она будет записана, хотя можно держать ее и в уме) осуществляется планирование конкретных действий.
Задание 15. Используя программно-целевой метод, разработайте собственную программу профессионально-личностного развития.
См. доп. материал
Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными.
Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого–либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим?
Цели должны быть умными. Одним из способов постановки целей является эффективная технология S.M.A.R.T. В практике управления существуют так называемые SMART–критерии, которым должны соответствовать цели. SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов: • S — Specific — конкретность • M — Measurable — измеримость • A — Attainable/Assignable — достижимость • R — Result–oriented/Relevant — выгодность • T — Timeable/Tangible — временные рамки
«Дерево целей» представляет собой структурированную, построенную по иерархическому принципу (распреде- ленная по уровням, ранжированная) совокупность ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ целей. В нем также выделены генеральная цель («вершина дерева») и подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). «Де- рево целей» связывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева. Нижние ярусы «дерева целей» образуют локальные цели (зада- чи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
Метод дерева целей (рис.1) ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур. Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании.
Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня. Составленное дерево целей имеет систему решений на бумаге. То есть план по достижению ОСНОВНОЙ цели рис.1 - I (1). Дерево целей может быть составлено и для любой цели: глобальной, месячной, годичной. Принцип разбиения общей цели на подцели и задачи иллюстрирует схема, представленная на рисунке 2. Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель. Например, цель (рис.2) «выпустить новый вид товара» может привести к снижению объема ранее выпускаемых товаров и, как следствие, к совершенно обратному результату – снижению прибыли. Именно дерево целей позволило это увидеть. А также, именно дерево целей позволит скорректировать данную цель и создать либо дополнительные рабочие места, либо, к примеру, проанализировать выпускаемую продукцию с целью выявления продукта с минимальной прибылью, дабы именно его заменить новым продуктом.
Таким образом, научный подход к саморазвитию предполагает применение теоретически обоснованных способов — самопрогнозирования и самопрограммирования.
Функции и методы управления саморазвитием
Глубокое осознание необходимости саморазвития еще не гарантирует достижение результата. Знание методов управления саморазвитием позволяет человеку осуществлять данную деятельность даже при наличии умеренной мотивации к личностному росту.
Основной принцип деятельностипо управлению саморазвитием заключается в том, чтобы рассматривать ее как частный случай управленческой деятельности, при котором объект и субъект совпадают. Следовательно, функциями управления саморазвитием выступают основные функции управления:
— планирование;
— организация;
— мотивация;
— контроль.
Рассмотрим их применительно к саморазвитию. При этом будем иметь в виду, что каждая функция реализуется определенными методами (оперативное и перспективное планирование, самоинструктирование, самомотивация, самоконтроль).
Рассмотрим основные функции:
1) Планирование в управлении саморазвитием может носить текущий и стратегический характер. В зависимости от этого могут применяться методы оперативного или перспективного планирования.
2) При управлении саморазвитием особую важность приобретает не текущее, а стратегическое планирование, определяющее основные направления развития и позволяющее оптимально распределить личностные, временные и другие ресурсы на достаточно длительный период жизнедеятельности.
3) Оперативное планирование представляет собой самый привычный вид плана, включающего перечень мероприятий и срок их выполнения.
Отличие стратегического планирования от оперативного состоит в принципиально различном подходе к процессу разработки плана. Оперативное планирование строится «от достигнутого» уровня развития, имеющихся в наличии ресурсов (временных, материальных, информационных).
При стратегическом подходе к планированию вначале определяется тот результат, который необходимо достичь, а затем проводится анализ недостающих ресурсов для достижения намеченной цели и планируется деятельность по обеспечению перехода из данного состояния в желаемое.
Задание 16. Какие методы самопланирования применяются в саморазвитии?
1) Планирование в управлении саморазвитием должно основываться на следующих принципах:
— необходимо планировать деятельность по конкретным направлениям развития;
— план должен включать показатели, характеризующие личностный рост;
— планированию должен предшествовать прогноз развития социальной ситуации и определенное предвидение.
План саморазвития важен прежде всего для самого человека, так как является своего рода маршрутной картой и графиком, ведущим его к желаемой цели.
2) Организация в управлении саморазвитием предполагает осуществление действий по реализации запланированных мероприятий. Одним из методов организации является самоинструктирование по поводу конкретной предстоящей деятельности. Например, человек поставил перед собой цель — достичь уверенности в выступлении на публике. Перед докладом он может проинструктировать себя, как держаться:
1) мысленно воспроизвести текст выступления;
2) убедить себя, что текст отличный;
3) представить мысленно свое выступление от начала до конца;
4) проделать необходимые упражнения, снимающие тревогу;
5) предвосхитить результаты выступления, даже если они будут неудачны (ничего страшного в этом нет, жизнь продолжается, и один неуспех не делает погоду в жизни).
Такая установка сама по себе придает уверенность, а если выступление хорошо прошло, то она позитивно переживается личностью и закрепляется. Однако такая развернутая деятельность требует мотивации и самостимулирования.
3) Мотивация в саморазвитии реализуется методом самомотивации, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы, находит факторы, которые могут выступить в качестве стимулов, побуждающих к деятельности.
Эффективным методом является самоубеждение, когда, используя логические доводы, человек убеждает себя в необходимости самоизменений, вырабатывает в себе необходимую установку. В ряде случаев при возникновении трудности с реализацией задуманного на помощь приходит самоприказ как эффективный метод преодоления барьеров в виде собственной инертности, лени и т. п. (при этом, если у человека появляется лень, то она не отвергается, а ей отводится специальное время, когда она может проявиться в полной мере (например, в субботу с 17 до 20 часов).
4) Функция контроля в управлении саморазвитием требует применения методов самоконтроля, который часто на житейском уровне понимается как контроль и подавление своих чувств, эмоций и состояний, когда они социально неприемлемы или неадекватны ситуации. Однако в данном случае речь идет о контроле саморазвития как способе оценки и внесении необходимых корректив в ход деятельности. В целом контроль надо понимать как активное внимание, которое человек направляет на тот или иной объект, явление, процесс.
В зависимости от объекта направления активности внимания можно выделить следующие виды самоконтроля:
1. Самоконтроль компетентности — самооценка знаний, умений и навыков, способностей, профессионально важных качеств и т. д. Может проводиться с помощью специальных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых ситуациях. Здесь важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается положительная динамика, а в чем она отсутствует. Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий период.
2. Инвентаризация перемен в себе. Суть ее в учете, анализе и систематизации всех изменений, которые произошли в собственной личности и профессиональной деятельности за определенный период. Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы опережать уровень изменяющихся требований к личности.
3. Пересмотр жизненных и профессиональных целей. Составление своеобразной таблицы, перечня целей, конкретизированных по сферам жизнедеятельности (например, общение, здоровье, благосостояние, профессия и т. п.) позволяет осознать как можно больше реальных мотивов и соответствующих целей поведения; дифференцировать свои мотивы и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные; определить степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем провести их осознанную коррекцию.
4. Фиксация достижений и неудач (например, в дневнике или самоотчете). Подробное или обобщенное описание ситуаций с анализом достигнутого за день, неделю, год или более продолжительный промежуток времени, выявление причин и факторов положительных и отрицательных результатов собственной деятельности помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают на одни и те же грабли», лучше осознавать, а также критично оценивать и систематизировать собственный опыт, делая правильные выводы.
5. Самоконтроль своего состояния (психического, психофизиологического, физического), включая состояние здоровья, работоспособности и саморегуляцию данных процессов с помощью соответствующих средств.
Задание 17. Приведите примеры реализации функций управления применительно к саморазвитию.
Таким образом, рассмотрение общих функций управления применительно к управлению саморазвитием показывает, что в совокупности функции и методы планирования, самоорганизации, самомотивации и самоконтроля образуют систему и для достижения желаемых результатов должны реализовываться целенаправленно и комплексно.