Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение
Качества личности, требуемые в профессиональной деятельности и для самореализации в целом, могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самовоспитания и самообучения.
Самовоспитание — сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Согласно данному определению, самовоспитание — это деятельность, направленная на выработку человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств для выполнения своего предназначения.
Таким образом, самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь.
Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами.
Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых разных потребностей:
— саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования);
— достижения (может быть связано с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением и стремлением приобрести более высокий статус;
— престижа;
— власти;
— самоактуализации.
Однако потребность в самовоспитании и мотивы самовоспитания носят вторичный характер. Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития — самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации — не гарантирует возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей желает самосовершенствоваться, но этот процесс часто носит стихийный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью для продвижения в своем развитии.
Необходимым условием является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности целеустремленности и самоотверженности.
Вместе с тем, когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл. Поэтому в процессе самовоспитания наиболее сложными является начальный период.
Наличие выраженных мотивов самовоспитания определяет специфику, т.е. своеобразие постановки конкретных целей самовоспитания. Цели, в свою очередь, могут быть различными. Нередко человек тратит немало времени, чтобы обнаружить свои сильные стороны личности. В данном случае цель самовоспитания совпадает с целью самопознания. В качестве цели нередко выступает самоутверждение или самосовершенствование.
Цели могут различаться по объекту, например, развивать в себе определенные личностные качества; психические процессы (память, мышление, воображение); способности; умение общаться с людьми; конкретные навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, и многое другое.
Цели могут быть поставлены как производные от стремления властвовать, подчиняться или сотрудничать с другими. Самовоспитание может актуализироваться и под влиянием внешних тенденций, например моды: «Все занимаются самосовершенствованием...».
Данный перечень целей можно значительно расширить. Однако главное в процессе постановки целей — позитивная мотивация, должно соблюдаться основное условие: постановка целей самовоспитания не должна сопровождаться отрицанием себя, борьбой с собой, со своими недостатками.
Задание 13. Каковы цели самовоспитания?
Решение задач самовоспитания зависит от самопринятия личности, в противном случае самовоспитание приобретает характер борьбы с собой, а саморазвитие сводится к войне с собой.
Самообучение как самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте, является необходимой составляющей саморазвития. Д. И. Писарев считал, что «...настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами»1.
При обсуждении проблемы сознательной самостоятельной познавательной деятельности человека наряду с термином «самообучение» используется термин «самообразование». Современные словари определяют их практически одинаково, и в обыденной жизни два этих понятия часто употребляются как синонимы. Однако «обучение» определяется как вид учебной деятельности, процесс: человек проходит обучение, находится в процессе обучения, т. е. учится. Слово «образование» в большей степени означает результат этой деятельности: человек получил образование, в результате стал образован.
Разумеется, речь в этом случае идет не о получении диплома об образовании, а о явлении в трактовке А. Г. Асмолова: «Образование не есть получение суммы знаний, а образование души...»2. Именно в этом смысле образование позволяет значительно расширить знания об окружающем мире, понять свое место в нем как основу для дальнейшего построения собственной личности.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Сущностным признаком и самообразования, и самообучения является неформальный характер: человек обучается без внешней мотивации, самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Главное отличие самообучения — полная свобода в выборе предмета, методов и источников. Самообучение может проявляться в форме индивидуальной учебной деятельности, а может быть спонтанным, когда обретение знаний, умений и навыков, социальных установок, формирование ценностей происходит из повседневной жизни и личного опыта, включая ближайшее и широкое окружение, СМИ и др. В соответствии с данным подходом самообучение в процессе труда, на рабочем месте является видом спонтанного обучения.
Одним из способов самообучения является умение учиться у других. Для этого необходимо создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания, новый опыт. Примером такой установки является следующее положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый человек — гуру (Учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному. Каждое событие в жизни, каким бы радостным или печальным оно не было, учит человека. А потому главное предназначение человека — стать Учеником».
Тенденцией современного мира становится значительный рост числа людей, которых раньше называли самоучками, а сегодня именуют аутоди- дактами (от греч. autos сам и didaktos — учение), или автодидактами. Среди аутодидактов немало широко известных имен выдающихся ученых, деятелей культуры и искусства: Н. А. Бердяев, И. Бродский, Винсент Ван Гог, Айседора Дункан, К. Э. Циолковский, М. Горький, JI. Толстой, М. Фарадей, А. Линкольн, Жан Жак Руссо и др.
Противоположностью аутодидактам являются дилетанты, которые, хотя и получили какие-либо знания путем самообучения, но их знания зачастую ограничены и поверхностны. Аутодидакты же, как правило, стремятся найти профессиональное применение своим знаниям, а также общественное и научное признание.
Слабые стороны самообучения — отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Самообучение требует от субъекта видения жизненного смысла в учении, сознательной постановки целей, способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю.
Однако это компенсируется сильными сторонами: преодолевается характерная для организации современной школы непродуктивная трата сил; не приобретают остроты проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения.
Если сравнивать обучение традиционное с самообучением, второе всегда будет более эффективным, потому что знания, полученные самостоятельно, опыт, которые основывается на собственных исследованиях, ошибках и открытиях становится частью личности на пути самосовершенствования. Все, чего человек достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, а преобразует саму личность.
Вместе с тем для развития способности к самообучению человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную деятельность учения. Основополагающими являются анализ и оценка результатов. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка — не только контроль, но и стимул действия в отличие от отметки в традиционном обучении, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением. Поэтому умение оценить себя — сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.
По словам А. Дистервега, «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как это можно осуществить»1.
Задание 13. Составьте программу самовоспитания, определив цель, задачи, пути и средства достижения, а также спрогнозируйте результаты.
Таким образом, наряду с самовоспитанием, самообучение и самообразование — важнейшие механизмы саморазвития личности.