Самопознание как процесс и барьеры и самопознании
Самопознание реализуется через совокупность и последовательность действий в результате которых достигается цель – знание о себе, образ «Я». Поскольку самопознание представляет специфическую деятельность, то, как всякая деятельность, оно может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.
СЛАЙД 18
Самопознание как процесс можно представить следующим образом:
в начале человек обнаруживает в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику. Обнаружение очень важно, без него дальнейшее самопознание невозможно. В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее зафиксировать в сознание.
Следующий шаг анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, устанавливаются причинно-следственные связи с другими свойствами и качествами
На следующем этапе человек оценивает качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом, который сам создает, или с общепринятыми и усвоенными ранее образцами. И наконец, наступает очередь принятия (или непринятия) данного качества. Завершение процесса самопознания одновременно начинает новый процесс — самосовершенствования. |
На следующем этапе человек оцениваеткачество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом, который сам создает, или с общепринятыми и усвоенными ранее образцами.
И наконец, наступает очередь принятия (или непринятия) данного качества. Завершение процесса самопознания одновременно начинает новый процесс – самосовершенствования.
Однако процесс самопознания не обходится без трудностей, на этом пути встречаются барьеры, которые человеку приходится преодолевать, чтобы успешно работать над саморазвитием.
СЛАЙД 19
Таких барьеров множество, их можно разделить на две группы:
- барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы в целом,
- барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.
Помимо философских взглядов, существуют психологические барьеры, которые могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
К первой группе можно отнести барьеры:
- возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);
- несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия;
- неумение полноценно использовать различные средства самопознания;
- неспособность выстроить адекватный образ себя, принял, собственную личность, обрести чувство личной идентичности.
Вторая группа барьероввключает препятствия, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:
— страх познания себя, возникающий в результате боязни обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказываемся обращаться к врачу, пройти обследование. Для человека более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;
стремление оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии.
Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяются от идеального Я, представляющего, по мнению К Роджерса, глубинные чувства переживания, опыт личности. Человек познает в себе то что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле
Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.
Наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей, которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому осознание защит, принятие себя значительно расширяет сферу самопознания, делают личность психологически здоровой.
К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия.
Эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как человек оказывается не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку.
Составьте таблицу «Барьеры к самопознанию». Дайте характеристику каждого препятствия.
Таким образом, рассмотренные барьеры самопознания дают представление об их существовании, но не исчерпывают их многообразия. У каждого человека могут быть индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию.
В то же время при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Так, можно обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, помогать преодолевать страхи и защиты, повышать уровень самоуважения, само-принятия. Но наиболее эффективным является самовоспитание способностей к самопознанию, когда личность самостоятельно ставит цели и собственным трудом их достигает.