Самопознание как процесс и барьеры и самопознании

Самопознание реализуется через совокупность и последовательность действий в результате которых достигается цель – знание о себе, образ «Я». Поскольку самопознание представляет специфическую деятельность, то, как всякая деятельность, оно может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

СЛАЙД 18

Самопознание как процесс можно представить следующим образом:

Самопознание как процесс и барьеры и самопознании - student2.ru

в начале человек обнаруживает в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику. Обнаружение очень важно, без него дальнейшее самопознание невозможно. В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее зафиксировать в сознание.

Следующий шаг анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, устанавливаются причинно-следственные связи с другими свойствами и качествами

На следующем этапе человек оценивает качество, сравнивая его с неко­торым идеальным образцом, который сам создает, или с общепринятыми и усвоенными ранее образцами. И наконец, наступает очередь принятия (или непринятия) данного качества. Завершение процесса самопознания одновременно начинает новый процесс — самосовершенствования.

На следующем этапе человек оцениваеткачество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом, который сам создает, или с общепринятыми и усвоенными ранее образцами.

И наконец, наступает очередь принятия (или непринятия) данного качества. Завершение процесса самопознания одновременно начинает новый процесс – самосовершенствования.

Однако процесс самопознания не обходится без трудностей, на этом пу­ти встречаются барьеры, которые человеку приходится преодолевать, чтобы успешно работать над саморазвитием.

СЛАЙД 19

Таких барьеров множество, их можно разделить на две группы:

- барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы в целом,

- барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

Помимо философских взглядов, существуют психологические барьеры, которые могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

К первой группе можно отнести барьеры:

- возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

- несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия;

- неумение полноценно использовать различные средства самопознания;

- неспособность выстроить адекватный образ себя, принял, собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Вторая группа барьероввключает препятствия, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

— страх познания себя, возникающий в результате боязни обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказываемся обращаться к врачу, пройти обследование. Для человека более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно пе­реживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;

стремление оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии.

Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяются от идеального Я, представляющего, по мнению К Роджерса, глубинные чувства переживания, опыт личности. Человек познает в себе то что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле

Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.

Наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей, которые в силу своей неприемлемости являются травмиру­ющими. Поэтому осознание защит, принятие себя значительно расширяет сферу самопознания, делают личность психологически здоровой.

К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть соб­ственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия.

Эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как человек оказывается не способен встать на позицию собе­седника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку.

Составьте таблицу «Барьеры к самопознанию». Дайте харак­теристику каждого препятствия.

Таким образом, рассмотренные барьеры самопознания дают представление об их существовании, но не исчерпывают их многообразия. У каждого человека могут быть индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию.

В то же время при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Так, можно обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, помогать преодолевать страхи и защиты, повышать уровень самоуважения, само-принятия. Но наиболее эффективным является самовоспитание способностей к самопознанию, когда личность самостоятельно ставит цели и собственным трудом их достигает.

Наши рекомендации