Кафедра «Правового и психологического обеспечения»

Кафедра «Правового и психологического обеспечения»

РЕФЕРАТ

по теме: «Воспитания как раздел педагогики»

Выполнил: курсант уч. гр. № 2415

ряд г/з Тасбулатов Р-Ж.Д

Проверила: преподаватель кафедры

правового и психологического обеспечения

Иванихина И.В.

Москва 2017

Содержание

Введение

Теория воспитания как раздел педагогики

Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

Воспитание, его специфика и характерные особенности

Педагогика как наука

Закономерности и принципы педагогического процесса

Личность как предмет воспитания

Сущность понятия личность

Развитие личности и его факторы, сущность воспитательного процесса

Целеполагание в педагогике

Цели воспитания в мировой практике

Цели воспитания в современной российской школе

Список использованных источников

Введение

Представленная работа посвящена теме "Воспитание как педагогическое явление".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Воспитание как педагогическое явление" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Воспитание как педагогическое явление".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Воспитание как педагогическое явление". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Воспитание как педагогическое явление" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Воспитание как педагогическое явление" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Воспитание как педагогическое явление" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Воспитание как педагогическое явление".

Теоретическое значение изучения проблемы "Воспитание как педагогическое явление" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Воспитание как педагогическое явление".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Воспитание как педагогическое явление" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Воспитание как педагогическое явление".

2. Сказать об актуальности проблемы "Воспитание как педагогическое явление" в современных условиях.

3. Изложить возможности решения тематики "Воспитание как педагогическое явление".

4. Обозначить тенденции развития тематики "Воспитание как педагогическое явление".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Воспитание как педагогическое явление". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Воспитание как педагогическое явление".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Воспитание как педагогическое явление".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Воспитание как педагогическое явление".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Воспитание как педагогическое явление", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Воспитание как педагогическое явление" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Воспитание как педагогическое явление", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Педагогика как наука

Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и как педагогические процессы. Воспитание как особая деятельность возникает в древние времена и осуществляется в разных формах: от совместной деятельности в племени и обрядов посвящения в первобытных обществах до сегодняшних массовых школ и других учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей, возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении.

Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». Социализация понимается как процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией, психологией и в ее педагогических аспектах будет рассмотрена ниже. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

В настоящее время, однако, в педагогической литературе большинством авторов категория как предмет педагогики дается понятие образование, которое употребляется в нескольких значениях, в том числе примерно в тех же, что и термин воспитание в выше стоящем абзаце. В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней . Среди ученых идут споры о том, какой из терминов шире и точнее определяет предмет педагогики, что создает определенные неудобства для теории и негативные последствия для практики. Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому правильно также говорить, что педагогика изучает закономерности воспитания и образования - устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика.

В связи с развитием системного подхода в науке некоторые ученые характеризуют предмет педагогики как педагогическую систему - совокупность некоторых взаимосвязанных элементов (средств, методов, процессов), вместе выполняющих функцию формирования личности с заданными свойствами. Можно сказать, педагогика изучает педагогические системы. Учеными (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина) выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания/обучения, содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету. Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически называют главные понятия педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность, то есть учебно-воспитательная работа учителя, состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов. Педагогика создает теории, на основе которых строится педагогическая деятельность.

Итак, предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования.

Целеполагание в педагогике

Литература

1. Давыдова, И. С. Педагогическая психология: учеб.пособие / И. С. Давыдова. - М. :Риор, 2009.96 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. - М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2008.

3. Иващенко, Ф. И. Педагогическая психология: практикум / Ф.И. Иващенко. –Минск : БГУ, 2008

4. Кравченко, А. И. Психология и педагогика: учебник - ("Высшее образование") / А. И. Кравченко - М.: ИНФРА-М,-2008.

5. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учеб.пособие / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 350 с

Кафедра «Правового и психологического обеспечения»

РЕФЕРАТ

по теме: «Воспитания как раздел педагогики»

Выполнил: курсант уч. гр. № 2415

ряд г/з Тасбулатов Р-Ж.Д

Проверила: преподаватель кафедры

правового и психологического обеспечения

Иванихина И.В.

Москва 2017

Содержание

Введение

Наши рекомендации