Коммуникативная компетенция и ее составляющие. Компетенция и компетентность.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
- Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой,жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания[3].
компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием18;
Компетенциявключает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним.
Принципы обучения.
Принцип обучение - это одна из основополагающих категорий обучения, которые формируют методику обучения.
В своей работе я использую следующие принципы обучения, которые можно разделить на 4 области (по Щукину "Обучение иностранным языкам: Теория и практика". М., 2004)
1.Дидактическая.
2.Лингвистическая
3.Психологическая
4. и собственно методическая
В дидактической области уделяется большое внимание принципу сознательности: навыки и умения вырабатываются быстрее и закрепляются на длительный срок при условии, что процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком.
Принцип активности предполагает вовлечение учащегося в коммуникативную ситуацию путем использования проблемной коммуникативной темы, ролевой игры. Предлагаются задания, учитывающие возраст интересы учащихся, которые стимулирует речемыслительную деятельность.
Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются обучающимися. Осуществляется организованный показ языкового и экстралингвистического материала, облегчающий усвоение языкового материала за счет работы визуального канала.
Принцип прочности в обучении языку играет большую роль и достигается за счет доступности его изложения, созданием ассоциативных связей, проведения параллелей. Пройденный материал используется многократно в различных коммуникативных ситуациях.
Принцип доступности предполагает, что материал подается с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей обучаемого. В ходе урока идет постоянный контроль усвоения материала, вносятся коррективы в подачу материала.
Принцип межкультурного взаимодействия предполагает овладение учащимися так называемыми фоновыми знаниями, которые обеспечивают нормативность речевого общения в коммуникативных ситуациях.
Очень важным является принцип профессиональной компетенции преподавателя, который складывается из следующих умений
1) коммуникативные (владения языком на очень высоком уровне)
2) организаторские (умение спланировать собственную деятельность и деятельность учащегося)
3) гностические и оценочные (умение анализировать и оценить деятельность учащегося и мотивировать его в дальнейшем)
Принципы, входящие в лингвистическую область, базируются на данных лингвистической науки.
Принцип системности рассматривает язык как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов разных языковых уровней.
Принцип концентризма предполагает такой отбор материала, который многократно повторяется в процессе занятий с постепенным его расширением, то есть усвоение материала происходит как "лепка снежного кома". Таким образом достигается коммуникативность и высокая мотивированность учащегося. Материал подается доступным образом, что обеспечивает реализацию выше названных принципов.
Принцип функциональности рассматривается с точки зрения содержания высказывания. На своих занятиях я использую в основном функционально-смысловой подход, то есть подбор и подача грамматического материала определяется содержанием высказывания (интенциями), то есть смысл, цель высказывания первичны и под него подстараивается грамматика. Существует и другой подход - системно-структурный.
Принцип стилистической дифференциации. На краткосрочных курсах в основном проходится разговорный стиль, если язык изучается глубже, то внимание уделяется и другим языковым стилям. Глубина проработки зависит от целей и продолжительности обучения.
Также используется принцип минимизации языка на краткосрочных курсах. Отбирается в соответствии с поставленными целями необходимая лексика и грамматические структуры.
К принципам, попадающих в психологическую сферу, относятся следующие:
Принцип мотивации. Особенно это важно в занятиях с детьми, которые очень часто бывают мало мотивированы, а порой и демотивированы из-за плохой успеваемости или просто из-за нелюбви к языку. Поэтому очень важно организовать положительно-эмоциональное отношение к процессу занятий. Это может достигаться различными средствами: веселые интересные тексты, красочные учебные материалы, фильмы, мультфильмы и т.д.
Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса.
К сфере методических принципов я отношу следующие:
Коммуникативный принцип. Обучение организуется в моделировании естественных коммуникативных ситуаций, возникающих постоянно в нашей жизни. Для успешного моделирования необходимо выполнение следующих условий:
1) Постановка проблемы - отбор материала должен быть проблемным. Это стимулирует логическое и творческое мышление учащихся и тем самым стимулирует их речевую деятельность.
2) Эвристичность - учащийся спонтанно реагирует на речевые стимулы.
3) Информативность и новизна - использование материала, который представляет интерес для обучаемого.
Аксиомы.
Любое высказывание должно быть:
1) мотивированным, оно должно исходить из внутренней потребности обучаемого высказать свое мнение.
2) Ситуативно обусловленным (подходить для конкретной ситуации)
3) Диалогичным, если того требует ситуация.
Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности - происходит одновременное формирование четырех видов речевой деятельности:
-говорение
-аудирование
-чтение
- письмо
Принцип профессиональной направленности обучения. При отборе материала учитывается род занятий и профессиональные интересы учащихся.
Принцип устного опережения. Пальмер говорил: "Языком следует овладевать путем устного общения. Живые язык должны усваиваться через живую речь. Другими словами, их следует преподавать устно" (Пальмер 1961) Эту мысль продолжает Беляев, говоря о последовательности преподавания видов речевой деятельности: от учстной речи надо переходить к письменной и от пассивных форм владения языком (чтение, слушание) к активным формам (говорение, письмо).
Общение между людьми существует преимущественно в устной форме, поэтому и целесообразно на первоначальном этапе обучения уделять внимание говорению и пониманию речи на слух, что обеспечит успешное овладевание навыками письма и чтения. Этот принцип находит свое применение в самых новейших учебно-методических комплектах (УМК), учебниках.
Следование названному принципу обеспечивает умение общения на языке уже на самых ранних стадиях обучения, что подкрепляется овладеванием навыками письменной коммуникации.
Содержание обучения.
С.о. – всё то, чему препод должен научить, а учащиеся научиться в процессе обучения. С.о. может быть представлено в виде следующих составляющих:
1. средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие)
2. знание того, какими средствами пользоваться в процессе общения
3. навыки и умения, формируемые в ходе обучения т обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения
4. сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых с.о. может быть реализовано
5. культура, образующая материальную основу с.о.
С.о. не является постоянным, оно поределяется государственным стандартом и программой обучения и зависит от целей и этапа обучения.
Принципы отбора с.о.
Первый принцип: необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения.
Второй принцип: доступность с.о. для его усвоения.
Сиситема содержания обучения представляется в виде трёх подсистем: объекта обучения (teaching), объект усвоения ( learning), результат обучения (competence).